Как хоронят в россии

 

Погребение является неотъемлемой частью человеческой жизни, поэтому надо знать особенности церемонии. Узнайте, как проходит обряд похорон у русских. Обряд похорон у русских состоит из 6 этапов.

Похороны в православии

Похороны в православии

Православные традиции похорон и поминок учат с колоссальным почтением смотреть на бездыханное тело верующего. Даже в руках смерти он остается членом Иисусовой Церкви, а его тело считается храмом, где ранее обитал Святой Дух. Через время это тело, по законам Церкви, оживет и приобретет качества нетления и бессмертия.

Православие о смерти:

  • Испытания души после смерти
  • Как пережить смерть близкого человека
  • Что такое отпевание и как правильно поминать усопших
Православные похороны

Каждый народ проявлял особое внимание к телам умерших сограждан. В погребальных обрядах выражались индивидуальный дух и забота о скончавшихся. Иудеи проводили короткие ритуалы, избегая бальзамирования и кремации, они намащивали тела благовониями, укутывали в тонкие полотна и помещали в пещеры.

В память о покойном ломали хлеб, посыпали собственную голову пеплом и нередко накладывали траурный пост.

Приготовление к погребению

Традиции похорон и поминок обладают глубочайшим смыслом и основываются на древнейших правилах первых христиан.

  • Тело последователя христианской веры омывают сразу после физической смерти. Этот обряд производят в знак абсолютной чистоты и непорочности духа, который предстанет в подобном виде перед очами Господа. Омовению подвергаются все части тела: используют теплую воду, обычное мыло и мягкую тряпку (губку).
  • Одновременно с ритуалом читают Трисвятую песнь, а также зажигают лампаду, которая должна гореть, пока в помещении присутствует тело покойного. К обряду омовения допускаются пожилые люди или чистые женщины, сами принявшие ванну.
  • После этого ритуала тело усопшего одевают в новые и стираные одежды, что символизирует нетление и бессмертие души. Вскоре после кончины христианин предстанет на Суде и даст отчет перед Всевышним Творцом за пройденную жизнь.
  • На человека надевают православный крест, а конечности связывают. Руки аккуратно складывают на груди таким образом, чтобы правая оказалась наверху. В левую десницу вкладывают небольшую икону (для мужчин — это образ Христа, для женщин — Девы Марии). Это показывает, что покойный верил в Божьего Сына, предал собственную душу Ему, а ныне переходит к вечному, пречистому и благоговейному лицезрению Святой Троицы.
На заметку! Для подкрепления авторитетности обряда омовения используют свидетельства писателей, живших после апостолов. Здесь описываются подробные указания по проведению обряда. В прошлом христиане свято заботились о теле усопшего, омывая его и воспевая псалмы царя Давида.Православные похороны

Погребение и его последовательность

  • При смерти православного верующего читают составленный по церковному правилу канон из восьми песен. Его применяют, так как перед кончиной человек испытывает естественное чувство страха. Священнослужители подтверждают: душа поддается этому аффекту при разлучении с физической оболочкой, к которой она сильно привыкла.
  • Сознанию человека особенно сложно в первые 3 дня после кончины: здесь люди видят Ангелов-Хранителей, которые сопровождали их все время после ритуала Крещения, а также злобных духов, вызывающих ужас своим отвратительным видом.
  • Канон следует читать для того, чтобы душа покойного нашла умиротворение в загробном мире. Близкие обязаны найти мужество и попрощаться с умершим родственником, исполнив молитвенное прошение перед Отцом Небесным.
  • Перед погребением тело христианина и его гроб символично окропляют святой водой. На лоб усопшего кладут венчик, который выдается священником для отпевания. Это символизирует, что православный верующий с честью оставил поле действий, победив в борьбе с тягостной жизнью и пугающей смертью. На венчике располагаются лики Божьего Сына, Богоматери и святого Иоанна Предтечи, а также надпись «Трисвятое».
  • Под голову и плечи усопшего христианина подкладывается ватная подушка, а тело покрывают белой простыней. Чаще гроб ставится в середине комнаты перед домашним иконостасом, лицо покойного должно смотреть на образы святых. Вокруг смертного ложа зажигаются свечи, предвещающие о переходе покойного верующего в области света и спокойствия.
Интересно! Монахов и священников традиционно не омывают после их кончины. Первых облачают в специфическое одеяние и укутывают в мантию крестообразным способом. Лицо монахов закрывают, указывая на его удаленность от мирских страстей во время земного бытия. Священников же облачают в церковные одежды, а на голову накладывают покров, говорящий о причастности духовника к Тайнам Господа.

Молитвы после омовения

Когда тело покойного христианина очистили от мирской скверны, начинают читать канон, который носит название «Последование по исходе души от тела». В припеве люди просят Господа об упокоении умершего, а в конце обращаются с просьбой о вечной помощи. Этот канон способствует облегчению душевных страданий покойного человека, сразу после смерти испытывающего неодолимую горечь от расставания с телом и внешним миром.

О заупокойной молитве:

  • Молитва Божьей Матери о новопреставленном
  • Молитвы за упокой души всякого усопшего христианина
  • Сорокоуст за упокой

Воспевая песню 5, священнослужители и родные просят Всевышнего о щедром помиловании усопшего. В песне 4 идет обращение к Святой Троице, которая способна озарить истинным светом омраченную суетностью мирской жизни душу.

Начальный тропарь — восхваление Богородице, родившей Спасителя без семени. Живые просят о спасении преставившегося человека.

Далее, в течение трех суток над телом усопшего возносятся слова Псалтыря, который разделен на 20 частей (кафизм) и начинается с прошения Господа о милосердии. В каждой кафизме присутствует троекратное восклицание «Слава», которое демонстрирует могущество и милосердие Небесного Отца. Затем воспеваются молитвы.

Псалтырь

Псалтырь читают без перерывов, пока гроб не будет погребен. К воспеванию допускаются благочестивые друзья, так как у членов семьи появляется множество хозяйственной работы по организации похорон. Псалтырь имеет колоссальное значение в ритуале прощания с телом.

Он живо воспроизводит душевные эмоции, сочувствует радости и печали, проливает яркий свет утешения в скорбящие сердца родных. Церковь разрешает произносить текст Псалтыря по своему усмотрению: возникает представление о том, что умерший самостоятельно обращается к Всевышнему ради помилования.

Ритуалы в храме

За один час до выноса тела из дома читают канон об исходе души. По традиции покойного выносят ногами вперед. Во время выноса поется молитва в честь Пресвятой Троицы. Это говорит о том, что усопший искренне исповедовался пред Господом и отныне переходит в Царствие Небесное, где будет обитать в качестве бесплотного духа, окружая Престол и воспевая хвалу.

  • Когда тело привозят в храм, его размещаются посредине, лицом к священному алтарю, а по 4 сторонам возжигают лампады. Церковь учит: на 3-й день кончины тонкая оболочка (душа) покойного христианина испытывает жуткие страдания, хотя тело остается мертвым и бездыханным. В этот сложный период усопший чрезвычайно нуждается в помощи от священнослужителей, поэтому над его гробом читают специфические каноны и Псалтырь, а также проводят обряд отпевания, который состоит из литургических песнопений, кратко иллюстрирующих судьбу человека.
  • Греховность не убивает в душе людской славы Господа, поэтому Церковь просит о милосердии и праве каждого праведника войти в Небесный Град.
  • Чтобы поддержать человечество и избавить сердца людей от печали и опасных сомнений, которые порой рождаются при виде смерти, апостол Павел величественно утешает нас, перенося религиозную мысль за пределы тленности и раскрывая божественные тайны дивного преображения праха в вечный дух. К тому же сам Иисус-Спаситель, облачившись в одеяния священника, аллегорично обнадеживает родных усопшего, когда в храме читают Евангелие от Иоанна. После этого провозглашается разрешительная молитва, уничтожающая мирскую греховность умершего христианина.
  • Ритуал прощания состоит в целовании и пении над гробом умиляющих стихир, где говорится о том, что усопший оставляет бренность, суету, обретая успокоение по милости Всевышнего Господа. Родные смиренно обходят гроб, кланяются и просят простить их за нелепо нанесенные обиды. Последний поцелуй направлен на венчик или небольшую икону, располагающуюся на груди.
Отпевание православным чином
  • Наконец, покойного закрывают простыней, а батюшка крестообразным движением посыпает тело землею, произнося священные слова. Гроб запечатывают и уже не открывают более. Когда умершего выносят из пределов храма, родные поют «Трисвятую»
На заметку! Если церковь располагается на большом расстоянии от дома почившего христианина, совершается заочное отпевание, которое заказывается родственниками в ближайшем монастыре.

После ритуала в правую руку покойного вкладывают разрешительный молитвенник, а на лоб традиционно кладут бумажный венчик; во время прощания тело, укутанное в простыни, посыпают землею крестообразным образом.

Собственно ритуал погребения

В самой могиле покойного человека поворачивают лицом на Восток, что символизирует ожидание церковного утра (второго пришествия) Божьего Сына. Когда гроб неспешно опускают в подготовленное пространство, вновь поется «Трисвятая» молитва. Перед закапыванием все присутствующие бросают в яму комок земли. Это говорит о покорности высшему провидению.

Крест, являющийся символом спасения, ставят в области ног покойного. Отныне христианин, верующий в распятого Спасителя, покоится долгим сном смерти под опекой Отца. Крест должен быть правильной формы и восьмиконечный.

Елейное масло традиционно не возливают на мертвое тело и не кладут его в гроб, оно используется только при жизни для исцеления.

Православная традиция благословляет людей, помогающих проводить ритуалы омовения, облачения в чистые одежды и погребения. Считается, что эти действа являются последней и необходимой милостью, которую мы способны оказать для отошедшего в мир иной христианина.

Фото 1

Проводы усопшего[править]

Домашние проводы[править]

Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях в небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника.

Если не приглашается священник, псалтырь или другие священные книги читают верующие миряне. Но часто посиделки старушек у гроба проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах.

Сразу после смерти стараются поставить на полочку к иконам или на окно стакан воды, накрытый куском хлеба. На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом. Наиболее типичное объяснение этому - «душа находится до шести недель дома». В изголовье покойного зажигают свечи, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на столе, а перед иконами — лампады.

Раньше в зимнее время не спешили хоронить и ставили покойников в церковь, где духовенство служило каждодневную литургию и панихиды, и только на восьмой день предавали тело земле.

Вынос тела[править]

Бытует мнение» что раньше 12 часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя. Существует обычай выносить тело из дому ногами вперёд, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.

Старались сразу же после покойника занять место — на стол или стулья, на которых в доме стоял гроб, после выноса покойного сесть, а потом эту мебель на некоторое время перевернуть кверху ножками.

Существовал и такой обычай: один из родственников три раза обходил вокруг гроба стопором в руках, держа его лезвием вперёд, при последнем обходе ударял обухом по гробу. Иногда при выносе покойника клали топор на порог.

Многие народы, в том числе и славяне, старались выносить умершего не через входную дверь, служащую живым, а через окно или специально проделанное отверстие, чтобы обмануть покойника, чтобы «запутать его след».

В старину, как только покойника выносили из дома, старались вымыть одной водой всю избу: стены, лавки, даже всю посуду. Теперь моют только пол.

При выносе тела умершего из дома было принято громко плакать. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему.

Ещё древнерусская церковь наложила запрет на народные вопли и плачи. Надгробные плачи расценивались как проявление языческих представлений об участи души за гробом, отсутствие у народа христианской веры в бессмертие души. Матери не должны были плакать по умершим детям. Однако церковный запрет в повседневной жизни не соблюдался. Пётр I издал даже специальный указ о воспрещении плача на похоронах, который также не возымел действия.

Похоронное шествие возглавлял человек, несущий распятие или икону, обрамлённую рушником. Если умирал мужчина, впереди похоронной процессии шёл с иконой мужчина, если женщина, то икону несла женщина. Перед процессией разбрасывали еловые или пихтовые ветки, а летом и цветы. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники.

Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные. В русских деревнях ещё в прошлом веке из суеверных соображений старались переносить гроб в рукавицах, на полотенцах, жердях, носилках. В некоторых местах старались доставить мертвеца к месту захоронения на санях, причём даже летом.

При выносе покойника из дома производился обряд «первой встречи» — человеку, который первый встретил на пути похоронную процессию, вручали краюху хлеба, завернутую в полотенце. Подарок служил напоминанием, чтобы первый встречный помолился за умершего, а умерший, в свою очередь, первым встретил на том свете принявшего хлеб.

По дороге до храма и от храма до кладбища разбрасывали зерно для кормления птиц. Похоронной процессии, по церковному уставу, полагалось останавливаться только в церкви и возле кладбища. Но, как правило, она останавливалась в наиболее памятных для покойного местах села, около дома умершего соседа, на перекрёстках дорог, у крестов, которые в некоторых местностях так и назывались — покойничьими. Здесь часть провожающих покидала процессию, далее следовали преимущественно родственники.

На современных похоронах обычно не разрешают детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу.

Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба узкой частью вперёд, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.

Фото 2

Дополнительные выплаты для жителей Москвы

Если вы организовываете похороны человека  в Москве, сумма пособия на погребение отличается от суммы, выплачиваемой в других регионах. На погребения москвича его родственники могут получить дополнительную выплату в размере 11 000 рублей. Выплаты, которые выплачиваются военкоматом, для Москвы ограничиваются 38 400 рублями, а семье умершего или погибшего военнослужащего выплачивается пособие в размере трехмесячной заработной платы или пенсии военнослужащего.

[править] Человек умер

Фото 4

По принятым практикам смертью человека считается полное и необратимое прекращении всех функций головного мозга человека, то есть смерть мозга. Для констатации фактической смерти мозга необходимо сочетание факта прекращения функций всего головного мозга и доказательство необратимости этого прекращения.[1].

После смерти человека родственникам необходимо позвонить в полицию, если умер не совсем старый человек положено делать вскрытие, решение об этом принимает вызванный сотрудник полиции, чаще всего участковый. Сотрудник полиции выдает протокол осмотра трупа и делает вызов на транспортировку трупа в морг.

Вызванный врач выдает родственникам справку о констатации смерти человека. Если будет проводиться вскрытие, ведущуюся в районной или городской поликлинике медицинскую карту больного необходимо доставить в морг. Если с момента последнего обращения умершего в поликлинику прошло менее 2-х недель, то на основании справки врача о смерти, в поликлинике можно получить медицинское свидетельство о смерти, в остальных случаях оно выдается в морге. Медицинское свидетельство о смерти выдается по паспорту умершего, паспорту заявителя и справки о констатации смерти выданной вызванным к умершему врачом, если свидетельство оформляется в районной поликлинике.

Для проведения похорон потребуются следующие документы[2]:

  1. Справка (бланк) констатации смерти (выдается вызванным врачом).
  2. Протокол осмотра трупа (выдается сотрудником полиции).
  3. Гербовое свидетельство о смерти выданное органами ЗАГС (для ЗАГС потребуется медицинское свидетельство о смерти).
  4. Справка о смерти «форма 33» выдается органом ЗАГС (указывается номер, под которым зарегистрирована смерть, название регистратора, дата, место смерти, причина смерти).
  5. Справка на получение государственного пособия на погребение (выдается в ЗАГСе).
  6. Договор об оказании ритуальных услуг (оформляется агентом ритуально-похоронной службы).


Сотрудники службы «03» нередко продают данные о смерти человека похоронным агентам, которые начинают навязчиво предлагать родственникам свои услуги. Если же смерть произошла в больнице, путь от смертного одра до морга укорачивается.

Этап первый – проводы

Этап первый – проводы

Проводы

Во время проводов близкие собирали вещи и облачали в них усопшего. Омовение ушедшего должны проводить люди, которые не связанные с ним родственными узами. На Руси принято было хоронить людей в их лучных одеждах. Как правило, таковыми считались венчальные наряды. Если же покойный не дожил до этого события, то его одевали, как на свадьбу.

Можно одевать на покойника и новые одежды, но, ни в коем случае нельзя для этого использовать вещи, кого-то из родственников. Раньше было принято на протяжении трех дней до похорон над умершим читался псалтырь и соответствующие молитвы. Делать это могли, как родственники, так и специально приглашенные для этого люди.

Похоронные обряды русских предусматривают и такую традицию: после смерти человека, перед образами ставят стакан воды и накрывают его куском хлеба, а на поминках хлебом накрывают рюмку водки. Делают это для души, которая, согласно приданиям может находиться в своем бывшем жилище около полутора месяцев. Также, в доме, где находится усопший, зажигают у его изголовья свечки. Одну зажженную свечу надо поставить на столе, а перед ликами святых (иконами) следует зажечь лампаду.

Фото 4

Категории граждан, которые после смерти имеют право на государственные льготы

Организовывая процедуру похорон в России, родственники зачастую забывают о том, что некоторые категории граждан имеют право на компенсацию. Такая помощь называется пособием по смерти, сумма варьируется в зависимости от категории умершего гражданина.

Родственники каких категорий граждан РФ имеют право получить пособие на погребение:

  • Пенсионеров. Оформление пособия осуществляется через Пенсионный фонд.
  • Участников ВОВ, военнослужащих, ветеранов боевых действий. Выплату пособия осуществляет военкомат, к которому был прикреплен умерший.
  • Лица, которые получают социальное пособие. Выплату в данном случае осуществляет социальная служба.

Если умер кормилец, то его детям (до достижения 18-летнего возраста), вдовам (пенсионного возраста или инвалиду), нетрудоспособным родителям, опекунам несовершеннолетних детей назначается пенсия по потере кормильца.

Подготовка к погребению

Подготовка является предпогребальным этапом похорон, включающим в себя несколько составных обрядовых мероприятий. При приготовлении тела к захоронению соблюдаются и некоторые языческие обычаи. Смерть в христианстве рассматривается как начало дороги в новую жизнь, поэтому покойник должен быть подготовлен и собран к дороге. Приготовление тела умершего к неземному пути имеет как религиозное и мистическое содержание, так и санитарно-гигиеническую составляющую.

Омовение тела

Усопший должен предстать перед Создателем чистым и духовно, и телесно.

Мистической составляющей обряда является то, что обмывание тела должны были совершать определенные люди — омывальщики.

Они не могли находиться в близком родстве с покойником, чтобы слезы не попали на тело. Оплакивание умершего не сочетается с христианским пониманием смерти как переходу к вечной жизни и встречи с Богом. Существует поверье, что материнская слеза жжет умершего ребенка. Омывальщики выбирались из числа старых дев и вдовых людей, которые чисты и не совершают телесных грехов. За работу в качестве награды полагались белье и одежда покойного.

Тело обмывалось на полу у порога дома, покойник располагался ногами к печке. Использовалась теплая вода, гребень и мыло. Считалось, что на применяемые при обмывании вещи переходят потусторонние мертвые силы, поэтому от них необходимо было избавиться как можно скорее. Горшки, в которых была вода для обмывания, гребни, мыльные остатки выбрасывали в овраг, выносили на перекрестки дорог, за поле. Использованная вода считалась мертвой и выливалась в дальнем углу двора, где не ходили люди и ничего не высаживалось.

Все эти традиции являются отражением мистической составляющей языческого понимания смерти и страха перед потусторонним светом.

Соблюдение таких ритуалов было необходимым для того, чтобы мертвый не явился с того света и не забрал с собой своих близких. Христианский смысл заключается в необходимости очищения перед Богом не только душевного, но и телесного. Современное обмывание в морге несет сугубо санитарно-гигиеническое содержание.

Облачение покойника

Сейчас традиционным является облачение умершего мужчины в темный костюм и белую рубашку, женщины — в одежду светлых тонов. Однако в эпоху Древней Руси и в Средние века всех хоронили в белом. В этой традиции сочетались как христианские представления о чистоте души, так и традиционные белые одеяния, принятые на Руси.

Традиционно покойника одевают в белое

Для захоронения выбирается лучшая одежда умершего, часто приобретаются специальные похоронные комплекты или новые костюмы и платья, что тоже символизирует чистоту человека перед Богом. Ноги обувают в белые тапочки без твердой подошвы — знакомый всем символ похоронных принадлежностей. Использовать одежду родственников или других людей запрещено. Голова женщин укрывается платком, что сочетается с христианскими и культурными традициями, на мужчину надевают венок с молитвой.

Отдельные традиции соблюдаются в отношении умерших молодых девушек и парней, не успевших вступить в брак.

Смерть молодого человека — всегда исключительное событие. Преждевременная кончина в наиболее активном возрасте вызывает особое сожаление и печаль. Незамужних девушек и в старые времена, и сейчас хоронят в белых, а часто в свадебных платьях, укладывают в гроб фату. Похороны невесты могут сопровождаться некоторыми подвенечными обычаями — распитием шампанского, распеванием свадебных песен.

Умершим молодым людям, не успевшим вступить в брак, на безымянный палец правой руки надевают обручальные кольца. Обряжение молодых людей происходит так, как при подготовке к свадебной церемонии. Аналогичные традиции существуют не только в православном мире.

Положение во гроб

После омовения и облачения покойника кладут на лавку лицом к иконам, подстелив солому или что-то мягкое. В доме должна соблюдаться тишина, телефоны, аудио- видеоаппаратура должны быть отключены. Зеркала, стеклянные поверхности кроме окон (дверцы шкафов и сервантов, межкомнатные двери и т.п.) должны быть закрыты белой бумагой или материей, фотографии и картины сняты или завешаны.

Гроб (устаревшее название домовина — от слова «дом») рассматривается в качестве последнего земного пристанища человека. Этому элементу уделяют много внимания в похоронной процедуре.

В древности гробы могли изготавливаться цельными из ствола дерева. В обычном виде этот ритуальный предмет изготавливается из досок, современные материалы (ДСП, пластик и т.п.), металлы могут использоваться только для отделки и украшения (исключение составляют цинковые гробы в определенных случаях). Для изготовления могут быть использованы любые породы дерева кроме осины. Внутри гроб устилается мягким материалом. Дорогие гробы могут быть отполированы, отделаны ценными материалами и обиты мягким покрытием. Тело помещается на белое покрывало — простынь или материю. Под голову подкладывается маленькая подушка. Подготовленный гроб можно рассматривать как имитацию постели, покойник укладывается с тем расчетом, чтобы было «удобно». Иногда женщины при жизни готовят себе подушечку в гроб, набитую собственными волосами.

Гроб в христианской традиции — это имитация постели

Крещеные хоронятся с нательным крестиком. В гроб укладывается образок, венчик на лоб и «рукописание» — написанная или напечатанная молитва, отпускающая грехи. Ее вкладывают в правую руку умершего, На груди в скрещенные руки устанавливают свечу. Покойному могут положить вещи, которыми он постоянно пользовался или особо дорожил при жизни. Стало распространенным хоронить вместе с сотовыми телефонами.

Ранее для перекладывания тела в гроб надевали рукавицы, дом постоянно окуривали ладаном. До выноса гроба нельзя выбрасывать мусор из дома — этот обычай соблюдается и в наше время.

Проводы умершего

Проводы умершего также представляют собой симбиоз православных обрядов, мистических верований и традиций и проходят в несколько этапов. В настоящее время в устоявшиеся старые обычаи тесно вплелись современные традиции, которые включают в себя:

  • установление у гроба портрета и наград умершего, их демонстрацию в траурной процессии;
  • прощальные речи;
  • размещение фотографий на могильных памятниках и крестах;
  • похоронную музыка, пение, огнестрельный салют;
  • соболезнования через СМИ и т.д.

Прощание с усопшим

Гроб устанавливается в комнате на столе, покрытом материей, или на табуретах ногами к двери. Крышка располагается вертикально узкой частью к полу в коридоре, часто на лестничной площадке. На протяжении 3 дней гроб с телом покойного должен оставаться в доме.

Навестить покойника приходят родственники, друзья, знакомые и соседи. Двери не закрываются. Ночью вокруг гроба должны собираться родня и близкие — проститься с усопшим, вспомнить его мирскую жизнь, события, участником которых был покойник.

Раньше в обязательном порядке над гробом родственники или специально приглашенные лица (не обязательно священники) читали псалтырь. Сейчас соблюдение этой традиции отнесено на усмотрение ближайших родственников. Над умершим следует читать канон «Последование по исходе души из тела».

Если в доме есть образа, необходимо поставить перед ними стакан воды, накрытый кусочком хлеба. Воду и хлеб можно установить на подоконнике. Считается, что душа умершего не сразу покидает землю. Выставленная еда и питье могут отражать как языческое жертвоприношение духу покойника, так и христианские представления о пребывании души на земле после смерти в течение 40 дней — яркий пример переплетения языческих и христианских обрядов. У изголовья гроба на столе или ином возвышении зажигают свечу, перед образами должна гореть лампада. Свечи могут быть установлены в углах домовины.

Портрет с черной ленточкой устанавливают у изголовья гроба, награды размещают на подушечке у ног. Венки выстраивают вдоль стен комнаты, венок от родных располагают в ногах между гробом и подушечкой с наградами. Приходящие для прощания люди обычно не разуваются. Возле гроба требуется постоять или посидеть некоторое время, длительно или на протяжении ночи у покойника собираются только близкие. В комнате с покойным вдоль гроба должны быть установлены стулья или скамьи. Прощание осуществляется до момента выноса тела.

В настоящее время традиция трехдневного прощания не соблюдается в мегаполисах и крупных городах, но в небольших городских поселениях и сельской местности сохранилась повсеместно.

Соблюдение трехдневного прощания отнесено на усмотрение родственников и зависит от фактических обстоятельств, в которых происходит погребение.

Нередко тело для захоронения забирается из морга уже подготовленным, процессия сразу направляется в церковь или на кладбище. Священнослужители не настаивают на точном соблюдении всех обрядов, на отпевании это не сказывается.

Вынос тела и траурная процессия

Вынос тела назначают не ранее 12 — 13 часов и с тем расчетом, чтобы захоронение произошло до заката солнца. Обычно вынос стараются провести до 14 — 00. Выносят покойника ногами вперед, не задевая порог и дверные косяки, что должно обезопасить от возвращения мертвеца. Существует еще один специальный защитный обряд — замещение места покойного. Необходимо некоторое время посидеть на столе или табуретах, на которых находился гроб, после чего перевернуть их ножками кверху на сутки.

Вынос тела начинают в 12 — 13 часов

Перед выносом пришедшие проститься и проводить в последний путь выстраиваются вдоль пути следования процессии. Первоначально из дома выносят венки, портрет покойного, подушечку с орденами и медалями, крышку гроба. Через 10 — 15 минут выносят гроб и проносят его к катафалку, за гробом выходят родственники. Перед катафалком гроб на несколько минут устанавливают на табуреты и оставляют открытым, чтобы дать возможность проститься тем людям, которые не побывали дома и не едут на отпевание и кладбище.

В автокатафалке гроб размещают на специальном постаменте изголовьем вперед, укладывают венки.

Специфическим обычаем при выносе является оплакивание умершего, причем оплакивают чаще не родственники или близкие люди. Причитания над гробом и слезы по традиции должны характеризовать личность умершего. Чем лучше были отношения с окружающими и уважение со стороны общества, тем больше плача. В старину существовали особые плакательщицы, которых специально приглашали на церемонию. Фольклор сохранил и похоронные плачи — песни-причитания, которые исполнялись надсадным воющим голосом.

Траурная процессия от дверей дома к катафалку выстраивается в следующем порядке:

  • оркестр;
  • церемониймейстер;
  • человек, несущий портрет;
  • люди, несущие подушечки с наградами покойного;
  • люди с венками;
  • люди, переносящие крышку гроба;
  • несущие гроб;
  • близкие родственники;
  • другие прощающиеся.

Существовал интересный обряд первой встречи, олицетворяющий единение земной и неземной жизни. Обряд заключался в том, что первому встреченному процессией человеку дарился хлеб, который он заворачивал в полотенце. Одаренный должен был помолиться за упокой души умершего. Предполагалось, что умерший должен первым встретить в ином мире человека, которого одарили хлебом. По пути шествия с гробом разбрасывали зерно для птиц. Присутствие птиц считалось добрым знаком, иногда их отождествляли с душами умерших.

Траурная процессия по церковным канонам могла останавливаться только в церкви и возле кладбища. Зачастую движение замедлялось или приостанавливалось при прохождении каких-либо памятных для усопшего или знаковых мест и объектов: около дома недавно умершего соседа или родственника, на перекрестках дорог, у крестов, и т.д. По мере прохождения таких мест часть провожающих могла отсеяться.

Данный обычай в какой-то степени сочетается с традициями, связанными с 40-дневным пребыванием души умершего на земле. В этот период душа посещает наиболее значимые для человека в земной жизни места.

Гроб не разрешается носить ближайшим родственникам. Чаще всего носильщиками выступают либо специально приглашенные люди, либо друзья, коллеги и дальние родственники. Обряд ношения гроба сильно отличается от существовавшего ранее. Общим осталось то, что чем дальше гроб переносится на руках, тем более уважаемую позицию занимал умерший. По пути следования гроба разбрасывают живые цветы — гвоздики для умершего мужчины и розы для женщин и девушек.

Отпевание

Умерший отпевается на 3 день после кончины, кроме дней Святой Пасхи и Рождества Христова. Обряд проводится только единожды в отличие от панихид, которые могут служиться и до захоронения, и после неоднократно. Отпевать позволяется только крещеных людей. Не могут быть отпеты отрекшиеся от веры или отлученные от церкви, самоубийцы. В совершенно исключительных случаях последние могут быть отпеты по благословлению архиерея.

Самоубийц не отпевают в церкви

Для совершения обряда гроб с усопшим вносится в церковь и устанавливается головой к алтарю. Собравшиеся находятся рядом, держа в руках горящие церковные свечи. Священник возглашает Вечную память и зачитывает разрешительную молитву, которой отпускаются лежащие на усопшем неисполненные клятвы и совершенные им при жизни грехи. Разрешительная молитва не прощает грехи, раскаиваться в которых умерший не захотел сознательно, прощены могут быть только признанные на исповеди или о которых умерший не сообщил по незнанию или забывчивости.

Листок со словами молитвы вкладывается в руки умершего.

По окончанию молитвы собравшиеся тушат свечи и обходят вокруг гроб с телом, целуют венчик на лбу и икону на груди, просят прощения у усопшего. После окончания прощания тело покрывается саваном. Гроб закрывают крышкой, после отпевания его открывать больше нельзя. С пением Трисвятого покойника выносят из храма, процессия движется к месту захоронения. Существует процедура заочного отпевания, если нет возможности доставить покойника в храм или пригласить священнослужителя домой.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://molitva-info.ru/duhovnaya-zhizn/pravoslavnye-pohorony.html
  • https://traditio.wiki/%d0%9f%d0%be%d0%b3%d1%80%d0%b5%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%b5_%d0%b2_%d1%80%d1%83%d1%81%d1%81%d0%ba%d0%be%d0%b9_%d1%82%d1%80%d0%b0%d0%b4%d0%b8%d1%86%d0%b8%d0%b8
  • http://organizatsia-pokhoron.ru/poxorony-cheloveka-procedura-poxoron-v-rossii/
  • http://cyclowiki.org/wiki/%d0%9f%d0%be%d1%85%d0%be%d1%80%d0%be%d0%bd%d1%8b_%d0%b2_%d0%a0%d0%be%d1%81%d1%81%d0%b8%d0%b8
  • https://privorogi.ru/magiya/obryad/obryad-pohoron-u-russkih.html
  • https://propohoroni.ru/pohoroni/ritual-pravoslavnyh.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий