Езда по тротуару какой штраф

 

Штраф за езду по тротуару в каком случае назначается? Как доказать подобное нарушение? Как самостоятельно бороться с автохамством? Как обжаловать неправомерный штраф?. Правила дорожного движения и въезд на тротуар. Штраф за езду по дорожному тротуару, размер штрафа и исключения из правил. Парковка на бордюре и наказание за это правонарушение.

Как можно доказать подобное правонарушение

Самым простым способом «попасть» на штраф станет неожиданная встреча с инспектором ГИБДД, что происходит, как правило, в самое неподходящее для нарушителя время и в самом неожиданном для него месте. Справедливости ради стоит сказать, что дорожной полицией относительно слабо контролируются подобные манёвры автомобильных хамов. Причина, видимо, в том, что подобные правонарушения нельзя считать системными, то есть, такими, которые регулярно происходят на определённом участке дороги. Ведь довольно сложно предвидеть, появится сегодня подобный нарушитель, разгоняющий капотом своего автомобиля пешеходов на тротуаре, как катер волны, или нет. Да и патрули дорожной полиции базируются, как правило, у проезжей части и следят за движением на дороге, а не на тротуаре. Ну, разве что водитель поедет по тротуару с откровенной наглостью…

Для доказательства правонарушения стражам порядка будет достаточно видеофиксации езды автомобиля по тротуару и показаний свидетелей. Вполне возможно, что недостатков последних не будет, поскольку сами пешеходы очень категорично относятся к проявлению подобного хамства и неуважения к их правам. В принципе, если инспектором правильно составлен протокол, то его будет довольно сложно оспорить в суде. Хотя законодательная норма, касающаяся штрафных санкций за езду по тротуару, имеет свои недостатки и юридические изъяны, как и любая другая. Часто это помогает юридически грамотным водителям избежать законного и справедливого наказания.

Тротуар, обочина или прилегающая территория? 

Прежде чем узнать, какой штраф за езду по тротуару на машине в 2019 году предусмотрен для нарушителей, следует разобраться, что такое тротуар. Ведь водители часто неосознанно нарушают ПДД, путая тротуар с обочиной или придомовой территорией. В этом нет ничего удивительного, ведь понятия во многом пересекаются:

«Тротуар – элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном».

«Обочина — элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части на одном уровне с ней, отличающийся типом покрытия или выделенный с помощью разметки либо , используемый для движения, остановки и стоянки в соответствии с Правилами».

Исходя из этих определений ПДД главные отличия обочины от тротуара состоят в том, что обочина:

  • Находится на одном уровне с проезжей частью
  • Отличается типом покрытия или имеет разметку
  • Не отделена от проезжей части газоном
  • Не предназначена для движения пешеходов

Обычно тротуар приподнят над проезжей частью или отделен от нее газоном, однако на практике он может ничем не отличаться от обочины. 

А широкий тротуар, отделенный от проезжей части газоном, легко спутать с прилегающей территорией, по которой движение машин разрешено.

«Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное)».


Для кого предназначен тротуар и что об этом написано в ПДД?

Правила Дорожного движения обозначают тротуар, как элемент дорожного полотна, передвигаться по которому разрешается исключительно пешком. Как правило, пешеходную часть дороги отделяют от автомобильных полос газоном или бордюром. Бордюры и газоны предназначены для ограничения движения машин.

Существует ещё один вид пути, рассчитанный только на пешеходов – пешеходная дорожка. В отличие от тротуара дорожки располагаются около шоссе или на существенном удалении от него (например, в парках или скверах). Для обозначения путей пешего передвижения разработан специальный дорожный знак (пункт ), который по общим правилам действует до ближайшего перекрёстка.

Часто водители нарушают ПДД оттого, что не замечают различий между обочиной и тротуаром.

Особенности обочины, как элемента дороги, заключаются в следующем:

  1. Имеет иные покрытие и разметку.
  2. Находится на уровне проезжей части.
  3. Примыкает к дорожному полотну.
  4. Не используется для пешего передвижения.

На вопрос: допускается ли движение автомобилей по тротуарам (или пешеходным дорожкам), Правила дорожного движения дают положительный ответ в следующих ситуациях:

  • для машин спецтехники (например, аварийные службы);
  • для личного ТС, если нет иной возможности подъехать к домовой парковке;
  • для выгрузки товара в магазин (погрузки для доставки покупателю).

Законодатель категорически запрещает размещение транспортных средств на тротуарах независимо от времени остановки. Движение по тротуару ПДД также не разрешают.

Самостоятельная борьба с автомотохамством

Пешеходы вправе самостоятельно фиксировать подобное нарушение со стороны автомобильных хамов. Что для этого нужно? Не всегда и не везде есть бдительная дорожная полиция, а бороться с подобной угрозой для своей жизни и здоровья просто необходимо. Ведь кто ещё сможет указать наглецу на его место?! Только бдительные граждане…

Во-первых, необходимо позвонить в полицию и сообщить правоохранителям о том, что было совершено подобное правонарушение. Во-вторых, необходимо сделать видеозапись. Если машину, едущую по тротуару, удалось полноценно заснять (с отчётливыми государственными номерами, лицом водителя, возможностью определить марку, цвет и другие необходимые характеристики), то видеозапись можно разместить на интернет-портале ГИБДД. Необходимо сохранить оригинал данного видеосвидетельства, поскольку он может быть востребован в суде. Вместе с копией видео необходимо сообщить следующие данные:

  • государственные номера и марку автомобиля нарушителя;
  • информацию о том, с помощью какого устройства производилась видеозапись;
  • адрес места происшествия (район, улица, номера близлежащих домов);
  • подробно описать манёвра нарушителя;
  • отметить время происшествия;
  • оставить свои личные и контактные данные.

Необходимо сказать, что если последний пункт не будет соблюдён, то правоохранители просто проигнорирует подобное заявление. Анонимные заявления не рассматриваются. Если же заявитель укажет свои контакты, то на его электронный адрес будет направлено письмо, являющееся подтверждением того, что заявление принято к рассмотрению. В письме будет указан его индивидуальный номер. В ГИБДД будут рассматривать заявление в течение одного календарного месяца. Спустя этот период будет направлено следующее письмо, в котором содержится информация по результатам расследования. Сознательному пешеходу, зафиксировавшему на видео подобный факт, а также отославшего видеодоказательства в ГИБДД, следует быть готовым к отстаиванию своих интересов в суде. Желательно также иметь нескольких свидетелей, которые могут подтвердить, что данный противоправный инцидент действительно имел место.

Видео о борьбе пешеходов с автомобильными хамами

Фото 1

Как можно самостоятельно бороться с автохамством?

Пешеходы, которым довелось наблюдать передвижение автовладельцев по запрещённым зонам, могут самостоятельно привлечь нерадивых водителей к ответственности. Попытка наказать автохама не означает, что человек должен преграждать путь мешающей ему машине. Знак «Стопхам», наклеенный на стекло авто, редко помогает перевоспитать нарушителя.

Существует два способа, поясняющих, куда можно жаловаться на нарушение ПДД:

  1. Сообщить в правоохранительные органы о факте езды по людному тротуару (устно или по телефону).
  2. Зафиксировать манёвры возмутителя спокойствия на камеру мобильного телефона.

Если на видеозаписи хорошо видно госномер машины нарушителя, то копия доказательства передаётся в органы ГИБДД или размещается на официальном Интернет-портале ведомства.

В случае направления электронного обращения необходимо отразить следующие сведения:

  • модель (выпуск) транспортного средства и его государственный номер;
  • данный устройства, на котором была сделана запись (телефон, камера);
  • адрес места, где зафиксировано нарушение (наименование улицы, номера зданий);
  • краткая информация, в каком направлении двигался автомобиль (манёвры водителя);
  • дата и время происшествия;
  • контактные данные заявителя (фамилия, имя, отчество, телефон, e-mail).

Указание личной информации является обязательным требованием, анонимное обращение не будет рассматриваться органами охраны правопорядка.

По общим правилам срок рассмотрения заявления составляет 30 дней. Если в течение месяца заявитель не получит ответ, то ему желательно повторно обратиться в ГИБДД.

Что такое тротуар


Прежде чем перейти к вопросам санкций, налагаемых на водителя за езду в неположенном месте, следует уточнить, как отличить тротуар от дороги и каким видам транспортных средств все же разрешен заезд на пешеходную дорожку. ПДД дают такое определение понятию «тротуар»: это элемент дороги, в пределах которого разрешено передвигаться пешеходам. Эта территория может располагаться либо впритык к проезжей части или велополосе, либо между ними размещен газон.

Несмотря на то что по своему предназначению пешеходная дорожка и тротуар по ПДД — это одно и то же, различия между ними, все же, существует. Пешеходная дорожка не является элементом дороги, это специально обустроенная для перемещения пеших лиц полоса земли или искусственное сооружение, которая может быть размещена и вдали от проезжей части. Пешеходные дорожки находятся в парках, междомовых зонах, скверах.

Нередко нарушения правил водителями связано с тем, что они не видят разницы между тротуаром и прилегающей территорией, называемой обочиной. Обочина — это тоже, как и тротуар, прилегающий к проезжей части элемент дороги, находящийся на том же уровне и выделенный либо разметкой, либо отличающийся другим покрытием. Таким образом, существуют различия — тротуар, или прилегающая территория:

  • расположена на одинаковом уровне с проезжей зоной;
  • имеет другое покрытие или особую разметку;
  • не имеет разделительного газона;
  • не предназначена для движения людей.

Движение по тротуару ПДД позволяют не только лицам, передвигающимся пешим ходом. В некоторых случаях и для определенной категории автотранспорта перемещение по пешеходной дорожке тоже не запрещено.

Читаем также:
Штраф за отсутствие огнетушителя
Штраф за езду без техосмотра

В каких случаях разрешена езда

Штраф за проезд или стоянку на пешеходной зоне выписывается не всегда. Иногда допускается стоянка транспорта на краю тротуара. Оставить машину можно при наличии знака, разрешающего парковку, и таблички с указанием положения транспортного средства по отношению к тротуару. В остальных случаях нарушителю грозит штраф за парковку в неположенном месте.

Иногда в месте организованной парковки разделительный бордюр слишком высокий и из-за этого оказывается непреодолимым для автомобилей с низким клиренсом. В таких обстоятельствах автовладельцы заезжают на тротуар в другом месте, где установлен более низкий бордюр, и далее передвигаются по тротуару до зоны парковки. На этих участках сотрудники ГИБДД лояльно относятся к езде по тротуару и санкции не накладывают.

Допускается ли движение автомобилей по тротуарам или пешеходным дорожкам в других случаях? Действительно, инспекторы ГИБДД не должны накладывать санкции на водителей, которые въезжают на тротуар для следующих целей:

  • разгрузить товар у торговой точки;
  • доехать до собственного жилья.

Таким образом, тем предпринимателям, кто не знает, можно ли заезжать на тротуар для разгрузки товара в магазин, ответ однозначно положительный. Если водитель заехал на пешеходную зону по одной из перечисленных причин, а его остановил сотрудник дорожной полиции, надо просто прояснить ситуацию. Если же инспектор все же выписал штраф — это неправомерно, такие действия представителя органа правопорядка можно оспорить. Перемещаться по пешеходной зоне не возбраняется также спецтехнике коммунальных, дорожных служб.

Езда на велосипеде по тротуару также не запрещена, если отсутствует велополоса на дороге, велосипедисту невозможно ехать по правой стороне проезжей части или по обочине. Но если при езде по пешеходной дорожке велосипедист мешает лицам, передвигающимся пешим ходом, он должен спешиться и продолжить движение как пешеход.

Фото 2

Несение ответственности

В случае, если будет зафиксировано нарушение правил дорожного движения в плане езды на машине по тротуару, водителя ожидает штраф. Величина его одинакова для всех регионов Российской Федерации и составляет 2 тыс. рублей. При этом его величина не изменяется в зависимости от типа авто или мощности его двигателя.

В случае, если автомобилист совершил такое нарушение впервые, он имеет возможность оплатить всего половину выписанной ему суммы штрафа. Для этого необходимо оплатить его в течение 20 суток.

Читайте: Какая ответственность за наезд на велосипедиста?

Нередко фиксация правонарушения осуществляется самими участниками дорожного движения – пешеходами, которые представляют доказательства такого факта. Для того, чтобы привлечь к ответственности водителя, достаточно посредством фотографии или видеосъемки зафиксировать момент нарушения ПДД и передать сведения либо при личном визите в ближайшее отделение автоинспекции, либо оставив заполненную форму заявления на официальном сайте организации. При этом важно, чтобы хорошо был запечатлен факт проезда или остановки на тротуаре, внешний вид машины и государственный номер. Только таким образом после рассмотрения обращения сотрудники ГИБДД будут иметь возможность идентифицировать машину, определить собственника ТС и привлечь его к ответственности.

Можно ли оспорить протокол

Езда по тротуару относится к наиболее часто оспариваемым правонарушениям. Особенно это актуально в мегаполисах и больших городах.

Практика показывает, что сотрудники ГИБДД наказывают штрафами, как правило, только тех нерадивых водителей, которые едут по тротуару с задачей объехать пробку, сократить путь и так далее. Практически всегда с первого взгляда понятно, для чего человек заехал на него. Но если представители правопорядка всё же оштрафовали водителя за езду по тротуару, а он с этим категорически не согласен, то есть возможность оспорить действия сотрудников ГИБДД. Составленный протокол водителю лучше подписать, но в комментариях он обязательно должен отметить, что несогласен с инкриминируемым ему правонарушением и объяснить причины своего манёвра. Можно попытаться разрешить ситуацию на месте, подробно и аргументировано объяснив инспектору причины своего поведения. Если же это не удалось, то дальнейшее развитие событий переходит в русло судебного разбирательства. Есть ещё возможность оспорить постановление о штрафе, подав заявление в местное управление ГИБДД.

Существует ошибочное мнение о том, что, ставя подпись в протоколе ГИБДД, выписанном за нарушение Правил дорожного движения, водитель автоматически соглашается с ним и признаёт себя виновным. Но это далеко не так. Подпись означает только то, что он ознакомлен с его содержанием. Свои замечания водитель вносит в отдельную графу. Также очень рекомендуется иметь на руках копию данного протокола, которая поможет при оспаривании наложенного штрафа, поскольку в дальнейшем при его получении могут возникнуть различные бюрократические рогатки.

Если же постановление о штрафе выписано по результатам видеофиксации, то в данном случае существует несколько способов доказать свою невиновность. Во-первых, комплекс видеофиксации должен иметь соответствующие сертификаты и документы о проверке его работоспособности, которая должна периодически проходить в установленные ГОСТами сроки. Также сам комплекс должен быть размещён без нарушения Правил дорожного движения и в соответствии с техническими нормами, установленными ГОСТом. Во-вторых, можно оспорить результаты дорожных камер или видеорегистратора на патрульной машине, если чётко не просматриваются номера автомобиля и его марка. Также можно аргументировать свою невиновность тем, что в момент совершения правонарушения за рулём был не владелец машины. Это в том случае, если невозможно идентифицировать его лицо. Если это так и нарушителю повезло, то ему потребуется минимум два свидетеля, которые подтвердят, что хозяин машины в указанный день и час пребывал далеко за пределами того района, в котором случился данный инцидент.

Большинство дел в суде выигрывают водители

Если отсутствует хотя бы один из требуемых документов или не соблюдено одно из указанных выше условий, суд может вынести решение в пользу водителя. Если же невиновность не удалось доказать в суде первой инстанции, то есть возможность обратиться в суд высшей инстанции — Апелляционный. Вопреки расхожему мнению о том, что результаты видеофиксации оспорить очень сложно, судебная практика говорит о том, что 65% подобных дел было выиграно именно водителями. Как видим, это больше половины. Поэтому положение далеко не безнадёжно.

Фото 3

Фиксация нарушения правил проезда по тротуару

Законодательство содержит чёткий перечень правонарушений и соответствующих наказаний. Однако немало внимания уделено также процессуальным аспектам. Ведь правильное оформление правонарушения и соблюдение всех формальностей сводит к нулю вероятность обжалования со стороны водителя.

Проблема в том, что правовая система, включающая законодательство об административных правонарушениях и судебную практику, содержит некоторые противоречия в вопросе установления вины нарушителя.

Допустим, сотрудник ГИБДД посчитал, что проехав по тротуару, водитель нарушил ПДД. При этом водитель доставлял продукты питания в кафе. В целях привлечения к ответственности сотрудник составляет протокол и постановление об административном правонарушении, что влечёт для водителя обязанность по уплате штрафа.

С одной стороны, административное законодательство провозглашает презумпцию невиновности. С другой стороны, согласно статье 26.2 КоАП, протокол, составленный сотрудником ГИБДД, признаётся достаточным доказательством вины водителя. Главное, чтобы сам протокол был составлен с соблюдением требований, содержащихся в статье 28.2 КоАП. Водитель должен быть ознакомлен со своими правами и обязанностями, а также с самим содержанием протокола.

Получается, в случае оспаривания действий ГИБДД водитель должен принять меры и доказать свою невиновность, в то время как единственным доказательством его вины является протокол, заведомо считающийся соответствующим действительности. Предполагается, что протокол составлен добросовестно, а содержащиеся в нём сведения оцениваются как факты и не подвергаются сомнениям.

При более ответственном отношении к своим обязанностям сотрудник ГИБДД подтверждает сведения протокола показаниями свидетелей, фото- и видеозаписью.

Не всегда правонарушение фиксируется в момент непосредственно его совершения. Многие постановления выносятся по итогам рассмотрения поступивших в Госавтоинспекцию фото- и видеоматериалов, в том числе со стационарных камер. В таком случае решение о привлечении к ответственности выносится «заочно», а его копия направляется автовладельцу.

Сообщения граждан о фактах езды по тротуару

Определенный вклад в борьбу с нарушителями ПДД вносят обычные граждане. Езда по тротуарам вызывает возмущение, прежде всего у пешеходов, поскольку это угрожает их безопасности. Кроме того, недовольными могут быть работники и владельцы заведений, рядом с которыми рассекают беспредельщики. Жильцы квартир часто негативно высказываются относительно несанкционированных стоянок у себя под окнами.

Власти заинтересованы в активности общества, поэтому включили в законы нормы, позволяющие гражданам сообщать в ГИБДД о фактах нарушения ПДД, подтверждённых видео- и фотосъёмкой. Такое право бороться с дорожными хулиганами предоставлено гражданам статьёй 28.1 КоАП. А в 2019 году в статью 26.7 внесены изменения, позволяющие доказывать своё сообщение о нарушителях с помощью фото и видео даже с обычного мобильного телефона.

Заявить о нарушении можно путём личного обращения в органы МВД, а можно не тратить время и направить сообщение в электронном виде через сайт Госавтоинспекции.

Однако обращение будет рассмотрено только при условии наличия данных о заявителе и о самом правонарушении. Важно, чтобы по материалам сообщения можно было установить факт проезда или стоянки на тротуаре и идентифицировать автомобиль.

На сайте Госавтоинспекции доступна функция «приём обращений»
Фото 4

Процедура и сроки оспаривания

В течение 14 календарных дней с момента получения постановления о штрафе на руки у водителя есть возможность подать заявление в местное управление ГИБДД. Постановление может быть выписано инспектором на месте или прийти по результатам видеофиксации. В последнем случае начало срока будет положено в момент получения постановления на почте. В заявлении необходимо указать дату, когда было выписано постановление, его номер, а также привести аргументы, доказывающие, что, с точки зрения водителя, обвинение его в административном нарушении незаконно. В ГИБДД жалоба должна быть рассмотрена в течение десяти рабочих дней. О вынесенном решении заявитель будет уведомлен письменно на официальном бланке этой организации. Но решение инспекции по данному вопросу (если по результатам расследования постановление о штрафе продолжает действовать) вполне может быть оспорено в суде того населённого пункта, где она находится. Практика свидетельствует о том, что жалобы, рассматриваемые в ГИБДД, имеют мало шансов быть удовлетворёнными. Наибольшей проблемой является то, что дело рассматривается без участия водителя. У него отсутствует возможность предоставления дополнительных доказательств, например, показаний свидетелей, видеоматериалов или фотоматериалов. Точной статистики не существует, но эксперты утверждают, что около 90% постановлений о штрафах остаётся в силе после рассмотрения заявлений об их необоснованности сотрудниками данной службы.

…Чего нельзя сказать о рассмотрении дела в суде. Заявление в суд можно подать в течение того же срока с момента получения постановления о штрафе, что и в ГИБДД. Также возможно после негативного решения этой службы в течение 14 календарных дней обратиться в суд. Вопрос — в какой? Обращаться необходимо в суд, который расположен там, где совершено правонарушение. Это, безусловно, создаёт массу неудобств транзитным водителям, которые нарушили Правила дорожного движения далеко за пределами родного города. Существует специальный сайт «Правосудие», на котором можно проверить, к какому району относится тот или иной суд. По закону суд должен рассмотреть заявление на протяжении двух месяцев с момента его подачи. При этом рассмотрение дела судьёй должно происходить с нуля, не учитывая выводы, сделанные при рассмотрении дела в ГИБДД. При обжаловании административного штрафа очень важно указать на процессуальные нарушения, допущенные как при составлении протокола на месте, так и при рассмотрении заявления в ГИБДД. В частности, нужно указать на ненадлежащее уведомление о сроках и порядке рассмотрения заявления, использование доказательств, которые получены в нарушение норм закона и так далее. Если в процессе рассмотрения дела появляются новые доказательства, они приобщаются к жалобе.

Если суд вынес неправомерное, с точки зрения водителя, решения по его делу, он может обратиться в Апелляционный суд. Там рассмотрение его дела также будет происходить с нуля. Апелляционный суд может рассматривать жалобу в течение трёх месяцев.

Если суд первой инстанции рассматривает дело больше установленного законом срока, то постановление о штрафе автоматически теряет свою правомерность. Это же утверждение актуально и для рассмотрения в Апелляционном суде. 2000 рублей штрафа за езду по тротуару, в принципе, являются не очень большой суммой. Поэтому далеко не каждый российский водитель станет пытаться добиваться правосудия. Именно этим часто пользуются нерадивые инспекторы дорожной полиции, неправомерно штрафующие водителей, особенно в неоднозначных ситуациях. Статистика утверждает, что заявителями выигрывается около 90% дел по обжалованию неправомерных штрафов ГИБДД. Именно поэтому, если нет желания платить штраф или вопрос в соблюдении жизненных принципов, то в суд обращаться всё же стоит.

Фото 5

Как накажут

За въезд и движение про тротуару предусмотрено административное наказание:

  • За езду шофера оштрафуют на рублей. При этом шофер должен по первому требованию инспектора покинуть пешеходную дорожку.
  • За парковку шофера оштрафуют на рублей. Если преступление произошло в столице или Санкт-Петербурге, то размер штрафа возрастет до рублей. Если инспектор обнаружил нарушение, то он может потребовать у водителя, чтобы он покинул дорожку. Если шофера отсутствует, то инспектор может эвакуировать машину на штрафную площадку (при этом за услуги эвакуатора и простой платит владелец транспортного средства).

Следует обратить внимание, что въезд достаточно жестко регламентируется ПДД. Например, въездом считаются даже такие ситуации, когда во время езды транспортное средство касается бордюра только одним колесом, тогда как остальные колеса движутся по проезжей части.

Когда водители обычно заезжают на тротуар

Шоферы заезжают на дорожку для пешеходов по многим причинам, однако чаще всего это происходит в двух случаях. Самая популярная причина — для объезда других машин во время движения по дороге.

В час пик большинство дорог забито машинами, что часто приводит к появлению пробок и заторов, а чтобы объехать медленную машину водители заезжают на бордюр и проезжают какое-то расстояние по дорожке для пешеходов, а потом вновь выезжают на проезжую часть.

Второй по популярности причиной въезда является неправильная стоянка. На газоне и пешеходных дорожках люди паркуются возле домов, на газонах, рядом с торговыми центрами и так далее. Следует понимать, что такая парковка тоже считается административным преступлением, поскольку заезжать на дорожку и газон нельзя.

Определение тротуара и его отличие от других элементов дороги (обочины, пешеходной дорожки)

Важность чёткого понимания, что же является тротуаром, связана вот с чем. Неправильная парковка, езда в неположенном месте — извечные темы борьбы между пешеходами и водителями, с одной стороны, и теми же водителями и органами ГИБДД, с другой стороны. Не всегда с учётом обстоятельств можно определить, является ли конкретный участок дороги тротуаром. Кроме того, иногда водители вынуждены проехать по тротуару, чтобы подъехать к тому или иному объекту. Единственным достойным аргументом в конфликтных ситуациях является безукоризненное владение знаниями ПДД.

Что такое тротуар

Итак, определение тротуара предлагается Правилами дорожного движения, утверждёнными постановлением Правительства РФ от N 1090.

Под тротуаром понимают часть дороги, служащую для передвижения по ней пешеходов. Этот элемент должен прилегать к проезжей части (или, как вариант, к велосипедной дорожке) либо обособляться участком, покрытым растительностью.

Тротуар прилегает к проезжей части

Получается, что при определении части дороги, являющейся тротуаром, должны присутствовать два критерия:

  • предназначение тротуара — для передвижения пешеходов. В исключительных случаях допускается движение и остановка машин, что будет оговорено далее в статье;
  • конструкция. По данному критерию допускаются варианты. Тротуар может, как прилегать к части, где ездит транспорт, так и обособляться от неё участком с растительностью.

Отличия от обочины и пешеходной дорожки

Под обочиной понимают часть дороги, на одном уровне прилегающую к проезжей части, служащую для передвижения, а также стоянки или остановки транспорта. От части, где ездят машины, обочина отличается типом поверхности или отделяется разметкой 1.2, которая представлена непрерывной линией белого цвета.

Обочина с обеих сторона отмечена разметкой 1.2

Исходя из определений, можно сделать вывод о различиях между рассматриваемыми частями дороги:

Таблица: различия между тротуаром и обочиной

Казалось бы, определения и отличия сформулированы, ясность внесена. Однако в разграничении указанных зон есть сложности, связанные с частичным пересечением обозначенных признаков. Так, например, обочина служит для движения или остановки (стоянки авто). Что касается тротуара, на нём также в исключительных случаях допускаются эти действия.

Обращая внимание на конструкцию, можно отметить ещё один похожий признак — прилегание к проезжей части. Определяющим считается такой признак: обочина примыкает на одном уровне к части для движения авто. Это значит, что между ними нет препятствий и нет никакой разницы в высоте.

Буквоеды могут возразить, ведь в определении тротуара нет нигде обязательного признака наличия такого разделения или уровня, отличающегося от проезжей части. Всё понятно, если есть газон — определить тротуар несложно. А если тротуар примыкает к дороге?

Между тротуаром и газоном присутствует участок с растительностью

Тут следует руководствоваться сложившейся практикой и стандартами благоустройства, строительства автомобильных дорог. Большинство из них свидетельствует о том, что при отсутствии газона тротуар должен быть отделим от проезжей части каким-либо ограждением (бордюр, металлическая конструкция).

В этом варианте тротуар отделен металлическими ограждениями

Близким по значению с тротуаром понятием является пешеходная дорожка. В правилах ничего не сказано о её размещении относительно проезжей части. Единственное непосредственное её назначение, как, впрочем, и у тротуара, – движение пешеходов. Но, в отличие от тротуара, пешеходная дорожка может располагаться вдали от проезжей части.

Пешеходная дорожка располагается вдали от проезжей части

Ещё одним обязательным отличительным признаком является наличие знака .

Знак информирует о начале пешеходной дорожки

Для кого предназначен тротуар и что об этом говорится в ПДД

Фото 7

Тротуар представляет собой часть улицы, предназначенной исключительно для передвижения пешеходов. В больших населённых пунктах автомобилисты, которые долго «ползут» в заторах, часто теряют самообладание и решают ехать по тротуарам. Иногда они пытаются даже сигналить идущим пешеходам с требованием освободить проезд. ПДД России (пункт 9.9) говорит об этом следующее:

Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговорённых в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

Тротуар всегда можно определить по наличию отдельного бордюра или зелёным насаждениям. Пешеходная дорожка обозначается знаком 4.5, который может действовать только до ближайшего перекрёстка. На нём, как мы заметили, не указан ни автомобиль, ни мотоцикл. Соответственно, передвигаться им в пределах данных пешеходных зон запрещено. И не беда, если бы в каждом населённом пункте тротуар обозначался соответствующим образом, который предусмотрен в Правилах дорожного движения. Но вот не всегда это получается. Особенно в провинциальных городах и местечках, где качество покрытия дорог оставляет желать гораздо лучшего. Прискорбное состояние дороги приводит к тому, что не видно линии разметки, которая разграничивает тротуарную и проезжую части. Поэтому водитель просто не в состоянии произвести объективную оценку, на какой именно из частей он находится. И тут его, потирая руки, ждёт бдительный инспектор ГИБДД.

Таким знаком обозначаются пешеходные дорожки

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://carnovato.ru/ezda-po-trotuaru-shtraf/
  • https://myfine.ru/parkovka-i-razmetka/114-shtraf-za-ezdu-po-trotuaru-na-mashine.html
  • https://avtoved.com/shtraf/narusheniya/za-ezdu-po-trotuaru
  • http://voditel.guru/shtrafy/narusheniya/ezda-po-trotuaru
  • https://adm-pravo.ru/pravonarushenie/narushenie-pdd/ezda-po-trotuaru/
  • https://autozam.ru/shtrafi-i-pdd/shtraf-za-ezdu-po-trotuaru.html
  • https://grazhdaninu.com/avtomobilnoe-pravo/shtrafyi/za-ezdu-po-trotuaru.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий