Что такое запрос предложений

 

Запрос предложений - письменный запрос заказчика, заинтересованного в приобретении товаров, работ или услуг, направляемый потенциальным поставщикам. Запрос предложений. Особенности участия в запросе предложений, Как участвовать в запросе предложений. Сроки участия в запросе предложений.

Проведение запроса предложений (информация для заказчика)

В каких случаях проводится запрос предложений

Провести запрос предложений можно только в следующих случаях:

1) не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся исключительно по основаниям, перечисленным в ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ (например, не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены).

Например, в связи с отсутствием заявок на участие в открытом конкурсе заказчик принял решение о его повторном проведении. Повторный конкурс также был признан несостоявшимся, поскольку все поступившие заявки были отклонены (п. 2 ч. 2 ст. 55 Закона N 44-ФЗ). Следовательно, заказчик имеет право провести запрос предложений.

Если повторный конкурс был признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений;

2) необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

По данному основанию запрос предложений проводится, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Начальная (максимальная) цена контракта и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Например, по итогам электронного аукциона с победителем был заключен контракт на поставку 3 тонн дизельного топлива. В связи с тем что поставщик ненадлежащим образом исполнил свои обязательства, данный контракт был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. На момент расторжения была поставлена 1 тонна топлива. Заказчик вправе провести запрос предложений на поставку оставшихся 2 тонн;

3) требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. В частности, таким способом осуществляются закупки лекарственных препаратов, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

 Особенности проведения запроса предложений

При выборе запроса предложений в качестве способа определения поставщика необходимо учитывать его особенности, которые можно отнести как к преимуществам, так и к недостаткам данной процедуры.

Преимуществами запроса предложений являются:

1) быстрота осуществления закупки (минимально возможный срок подачи заявок — пять календарных дней) (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). С учетом установленных в ч. 3, 15 и 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ сроков контракт может быть заключен уже через 14 — 16 календарных дней после размещения в единой информационной системе (далее — ЕИС) извещения о проведении запроса предложений, в том числе в электронной форме;

2) отсутствие ограничения размера НМЦК, в отличие, например, от запроса котировок (в том числе в электронной форме). Его можно провести, только если НМЦК не превышает 500 тыс. руб. (ч. 2 ст. 72, ч. 2 ст. 82.1 Закона N 44-ФЗ).

К недостаткам запроса предложений следует отнести:

1) невозможность отменить процедуру (ч. 1 ст. 36, ч. 5 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

2) невозможность внести изменения в извещение и документацию о проведении запроса предложений после их размещения в ЕИС (ч. 5 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

3) высокую вероятность проверки на предмет правомерности выбора данного способа определения поставщика в связи с тем, что перечень оснований для его проведения является закрытым.

Процедура проведения запроса предложений

Схема проведения запроса предложений

 Этап 1. Подготовка документов для проведения запроса предложений

Подготовка документов для проведения запроса предложений включает разработку и утверждение документации, определяющей порядок и условия участия в нем (ч. 1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

 Разработка и утверждение документации о проведении запроса предложений

Заказчик обязан подготовить и разместить в ЕИС документацию о проведении запроса предложений. Она должна включать сведения о заказчике, объекте закупки, процедуре закупки, об условиях заключения (исполнения, изменения, расторжения) контракта (ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Форма: произвольная.

Обязательно указать:

1) общую информацию;

2) информацию об объекте закупки;

3) требования к участникам закупки;

4) требования к заявкам на участие в запросе предложений;

5) критерии оценки заявок на участие в запросе предложений;

6) информацию о процедуре закупки;

7) информацию о заключаемом по итогам запроса предложений контракте (обеспечение исполнения, срок подписания и др.).

Приложение: проект контракта.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Кто утверждает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Дата утверждения: не позднее чем за пять календарных дней до даты проведения запроса предложений (ч. 3, 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Размещение: в ЕИС (ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Дата размещения: одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений.

Общая информация

В документации о проведении запроса предложений должно быть указано следующее:

1) способ определения поставщика (п. 5 ст. 42, п. 1 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

2) идентификационный код закупки (п. 3 ст. 42, п. 1 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

3) наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика (п. 1 ст. 42, п. 1 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

4) информация о контрактной службе (контрактном управляющем) заказчика, ответственной за заключение контракта (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

Продолжение списка:

5) способы получения документации, срок, место и порядок ее предоставления (п. 5 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

6) размер платы (при ее установлении) за предоставление документации, способ осуществления и валюта платежа (п. 6 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

7) язык (языки), на котором предоставлена документация (п. 3 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Информация об объекте закупки

Информация об объекте закупки включает:

1) наименование и описание объекта закупки, количество товара (объем выполняемых работ, оказываемых услуг), место доставки товара (выполнения работ, оказания услуг), сроки поставки товара (завершения работ), график оказания услуг (п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 4, п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Данная информация, как правило, включается в техническое задание.

2) условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства (группы иностранных государств), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (ст. 14 Закона N 44-ФЗ). Такие сведения следует включить не только в документацию о проведении запроса предложений, но и в извещение (п. 1 ч. 4, ч. 6 ст. 83, п. 10 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

3) сведения об источнике финансирования закупки, начальной (максимальной) цене контракта (п. 2 ст. 42, п. 1 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

4) обоснование начальной (максимальной) цены контракта (п. 2 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Требования и преимущества участникам закупки

В документацию о проведении запроса предложений в обязательном порядке включаются требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены в подтверждение соответствия этим требованиям (ст. 31, п. 2 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

К требованиям, устанавливаемым в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, относятся ограничения, согласно которым в закупке могут участвовать только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ). Такие ограничения предусматриваются и в документации (п. 2 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83, п. 4 ст. 42 Закона N 44-ФЗ).

Если заказчик проводит запрос предложений только среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций или предоставляет преимущества учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы, организациям инвалидов, сведения об этих ограничениях и преимуществах указываются в документации. Кроме того, устанавливаются требования об отсутствии у участников закупки таких ограничений (п. 11 ч. 1 ст. 31, п. п. 4, 9 ст. 42, п. п. 1, 2 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Требования к заявкам на участие в запросе предложений

Документация о проведении запроса предложений должна содержать информацию о порядке составления и подачи заявок и последствиях его нарушения, а именно:

1) требования заявки на участие в запросе предложений, в том числе к ее составу и форме (п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

2) инструкцию по заполнению заявки (п. 3 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

В инструкции следует предусмотреть, какие сведения участники закупки должны описать и представить в заявках для их оценки по установленным в документации критериям (пп. 2 п. 1 Письма ФАС России от N АЦ/57532/15);

3) данные о сроке, месте и порядке подачи заявок (п. 7 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

4) порядок и срок отзыва заявок (п. 6 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

5) порядок возврата заявок (п. 6 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Каковы требования к обеспечению заявок на участие в запросе предложений?

Ответ: Необходимость предоставлять обеспечение заявок на участие в запросе предложений предусмотрена только для случаев, когда он проводится в связи с признанием повторного конкурса несостоявшимся (п. 1 ч. 4, п. 8 ч. 2, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

В извещении и документации заказчик должен установить возможность обеспечения заявок как путем внесения денег на счет, так и банковской гарантией. Данный вывод следует из п. 7 ст. 42, п. 1 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

В Законе N 44-ФЗ отсутствуют нормы, устанавливающие размер и иные требования к обеспечению заявок на участие в запросе предложений. На практике заказчики применяют по аналогии правила об обеспечении заявок на участие в конкурсах, предусмотренные ст. 44 Закона N 44-ФЗ.

Критерии оценки заявок на участие в запросе предложений

Согласно п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ в документации приводятся критерии оценки заявок и величины значимости этих критериев.

В ч. 1 ст. 32 данного Закона предусмотрены следующие критерии оценки заявок:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки.

Количество критериев должно быть не менее двух (ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендация. В качестве одного из критериев оценки необходимо установить предлагаемую участниками закупки цену контракта (ч. 4 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Критерии оценки, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, разделены на две группы: стоимостные и нестоимостные (п. 4 Правил оценки заявок, окончательных предложений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от N 1085, далее — Правила N 1085). Для обеих групп критериев в Приложении к Правилам N 1085 установлены Предельные величины значимости. Их необходимо учитывать при определении величины значимости конкретных критериев. Исключение составляют закупки, указанные в ч. 6 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.

Например, при закупке мебели заказчик установил один стоимостный критерий (цена контракта) и два нестоимостных (квалификация участников закупки; качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки). Согласно п. 1 Приложения к Правилам N 1085 минимальная значимость стоимостных критериев для данного объекта закупки составляет 70%. Следовательно, величина значимости критерия «цена контракта» должна быть не менее 70%. В свою очередь, максимальная значимость нестоимостных критериев составляет 30%. Заказчик может установить любые величины обоих нестоимостных критериев, но в сумме они не должны превышать 30%.

Суммарная величина значимости всех критериев должна составлять 100% (ч. 5 ст. 32 Закона N 44-ФЗ).

Содержание нестоимостных критериев может быть раскрыто с помощью одного или нескольких показателей, приведенных в п. п. 25, 27 Правил N 1085. Для них устанавливаются величины значимости, составляющие в сумме 100% (п. 11 Правил N 1085).

Следует обратить внимание на следующее: значимость критерия оценки определяет его вес среди других критериев, а значимость показателя критерия оценки устанавливает вес показателя среди иных показателей того же критерия.

Информация о процедуре закупки

К информации о процедуре закупки относятся, например, следующие сведения:

1) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений, их рассмотрения и оценки (п. 4 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

2) порядок рассмотрения и оценки заявок (п. 7 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

3) порядок проведения запроса предложений (п. 5 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 1 Письма ФАС России от N АЦ/57532/15 и Письме Минфина России от N 24-02-06/75876, порядок оценки заявок по нестоимостным критериям должен предусматривать:

— предмет оценки, на основании которого можно определить исчерпывающий перечень сведений, необходимых для представления в заявке и получения оценки по соответствующему критерию;

— зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию (показателям критерия) «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» (в виде формулы расчета количества баллов или шкалы оценки);

— пропорциональную зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по критерию (показателям критерия) «квалификация участников закупки», с учетом возможности количественной оценки этих сведений (в виде формулы расчета количества баллов или шкалы оценки).

Если для нестоимостных критериев установлены показатели, порядок оценки должен содержать формулу расчета или шкалу количества баллов, предусматривающую присвоение каждому показателю от 0 до 100 баллов (п. 2 Письма ФАС России от N АЦ/57532/15).

В Приложении к указанному Письму содержится пример порядка оценки заявок.

Информация о заключаемом по итогам запроса предложений контракте (обеспечение исполнения, срок подписания и др.)

Документация о проведении запроса предложений должна содержать сведения о процедуре заключения, изменения, расторжения контракта. К ним относятся:

1) размер обеспечения исполнения контракта и порядок его предоставления (п. 8 ст. 42, п. 1 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Заказчик не обязан требовать обеспечение исполнения контракта при проведении запроса предложений в случаях, перечисленных в ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ, например при закупке спортивного инвентаря для подготовки сборных команд РФ по олимпийским видам спорта. С 29 марта 2019 г. определяются дополнительные случаи и условия, при которых в 2019 г. допускается не устанавливать данное требование (Постановление Правительства РФ от N 182). В частности, это возможно, если запрос предложений проводится только для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций и в проекте контракта не предусматривается выплата аванса.

2) срок, в течение которого победитель запроса предложений должен подписать контракт (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

3) условия признания победителя запроса предложений уклонившимся от заключения контракта (п. 8 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

4) информация о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта либо в ходе его исполнения (п. 4 ч. 6 ст. 83, ст. 95 Закона N 44-ФЗ);

5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта (п. 9 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Проект контракта

Проект контракта прилагается к документации о проведении запроса предложений и является ее неотъемлемой частью (ч. 7 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

 Этап 2. Размещение информации о запросе предложений

Размещение информации о запросе предложений может включать следующие мероприятия.

Подготовка и размещение извещения о проведении запроса предложений

Для проведения запроса предложений заказчик обязан разместить в ЕИС соответствующее извещение (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Форма: в электронной форме в ЕИС.

Обязательно указать: сведения, обязательные для включения в извещение, приведены в ст. 42 и ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Информация, содержащаяся в извещении, должна быть идентична информации, включенной в документацию о проведении запроса предложений (п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Таблица. Содержание извещения о проведении запроса предложений

Если закупка осуществляется в соответствии с ч. 4 — 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, в извещении приводится указание на конкретную норму. При проведении закупки по ч. 5 и 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ к извещению прилагаются копии договоров (п. 3 ст. 42, п. 1 ч. 4 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендация. Закон N 44-ФЗ не содержит требования указывать в извещении основания проведения запроса предложений. Вместе с тем наличие данной информации позволит снизить риск возникновения претензий со стороны контрольных органов относительно того, обоснованно ли выбран способ определения поставщика. Соответствующие сведения можно отразить в поле «Дополнительная информация» электронной формы извещения. Так, при проведении запроса предложений на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ рекомендуем указать реквизиты извещения о проведении несостоявшегося повторного конкурса. Если запрос предложений проводится на основании п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, целесообразно привести номер реестровой записи расторгнутого контракта.

Кто заполняет: сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (п. 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Приложение: файл с документацией о проведении запроса предложений (ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо посредством электронной подписи.

Размещение: в ЕИС (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: В какой срок размещается извещение о проведении запроса предложений?

Ответ: Извещение размещается не менее чем за пять календарных дней до даты проведения запроса предложений. При этом нужно учитывать риск возникновения претензий, если значительная часть данного срока (весь срок) приходится на выходные, нерабочие праздничные дни.

Обоснование: Законодательство о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса РФ. Согласно этим положениям сроки исчисляются в днях, которые могут быть рабочими и нерабочими. Извещение о проведении запроса предложений размещается не позднее чем за пять дней до даты его проведения (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Указание на то, что дни должны быть рабочими, отсутствует. Следовательно, данный срок исчисляется в календарных днях, т.е. может включать в себя выходные и нерабочие праздничные дни.

Вместе с тем необходимо учитывать следующее. Одним из принципов контрактной системы является принцип обеспечения конкуренции, который подразумевает запрет любых действий, направленных на необоснованное ограничение числа участников закупки (ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ). С момента размещения извещения до окончания срока подачи заявок любой участник должен иметь возможность ознакомиться с условиями проводимой закупки, составить и подать заявку. Если весь указанный срок или его значительная часть приходятся на выходные или нерабочие праздничные дни, это создает препятствия для участия в закупке (например, из-за запрета привлекать сотрудников к работе в такие дни участник не сможет своевременно подать заявку).

В случаях, когда закупаются товары (работы, услуги), составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта, заказчик обязан направить приглашение потенциальным участникам. Сделать это необходимо не менее чем за пять рабочих дней до даты проведения запроса предложений. Данная обязанность не может быть исполнена, пока не размещено извещение, поскольку определение поставщика не началось. Следовательно, при закупке по рассматриваемому основанию извещение требуется размещать не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения запроса предложений.

Правоприменительная практика: Президиум ВАС РФ сформировал позицию, согласно которой срок подачи заявок должен являться разумным и достаточным для того, чтобы обеспечить реальную возможность участия в торгах. Наличие в этом периоде нерабочих дней может привести к необоснованному ограничению числа потенциальных участников.

Дело, рассмотренное Президиумом ВАС РФ, касалось торгов, осуществляемых в соответствии с лесным законодательством. Вместе с тем выработанный подход некоторые арбитражные суды применяют при рассмотрении споров, связанных с закупками, которые проводятся на основании Закона N 44-ФЗ.

Рекомендация. Целесообразно, чтобы значительная часть срока с момента размещения извещения о проведении запроса предложений до окончания подачи заявок приходилась на рабочие дни. Это позволит снизить риск возникновения претензий со стороны участников закупки и контрольных органов.

СИТУАЦИЯ: Можно ли изменить или отменить запрос предложений после того, как информация о нем размещена в ЕИС (на официальном сайте)?

Ответ: Нет, нельзя.

Обоснование: Запрос предложений является единственной процедурой определения поставщика, которую нельзя отменить (ч. 1 ст. 36 Закона N 44-ФЗ). Вносить какие-либо изменения в извещение и документацию после их размещения в ЕИС также запрещено (ч. 5 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Запрет не распространяется на случаи, когда изменения вносятся во исполнение предписаний контрольных органов в сфере закупок. Такой вывод поддерживается судами (Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от N 05АП-16023/2014 по делу N А59-4278/2014).

Подготовка и направление приглашений принять участие в запросе предложений

Помимо размещения извещения о проведении запроса предложений заказчик по общему правилу вправе направить приглашения принять участие в определении поставщика. При закупке товаров (работ, услуг), составляющих неисполненную часть расторгнутого контракта, заказчик обязан направить такие приглашения (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Форма: произвольная.

Целесообразно указать:

1) реквизиты извещения о проведении запроса предложений;

2) описание объекта закупки;

3) условия исполнения контракта.

Кто составляет: специалист контрактной службы, контрактный управляющий или иное уполномоченное заказчиком лицо.

Кто подписывает: руководитель заказчика или иное уполномоченное лицо.

Направление: всем контрагентам, с которыми заказчик заключал контракты в отношении того же объекта закупки в течение последних 18 месяцев, если такие контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиком их условий (ч. 3 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений на основании п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ — всем участникам закупки, по итогам которой был заключен расторгнутый контракт, чьи заявки не были отклонены.

Срок направления: срок направления приглашений установлен только для случаев проведения запроса предложений на основании п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ — не позднее чем за пять рабочих дней до даты начала закупки. При проведении запроса предложений по иным основаниям целесообразно сделать это в день размещения извещения в ЕИС, что позволит участникам своевременно подготовить и направить заявки на участие в нем.

Этап 3. Прием заявок на участие в запросе предложений

Получение и регистрация заявок на участие в запросе предложений

Заказчик должен организовать и вести прием заявок на участие в запросе предложений (ч. 8 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Обязанность вести учет поступивших заявок Законом N 44-ФЗ не установлена. Вместе с тем наличие такого учета позволит надлежащим образом фиксировать дату и время поступления заявок и в дальнейшем провести их оценку (например, если участники предложили одинаковые условия исполнения контракта).

Срок: с момента размещения в ЕИС извещения и документации о проведении запроса предложений до момента вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений (ч. 7.1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

 Журнал регистрации заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений

Учет поступающих заявок целесообразно вести в журнале регистрации заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений. В нем же можно регистрировать уведомления участников об отзыве поданных заявок.

Форма: произвольная.

Рекомендация. Заказчик вправе вести как отдельный журнал для каждой закупки, так и единый журнал для всех закупок. Целесообразно вести единый журнал регистрации заявок, окончательных предложений для всех закупок, осуществляемых в календарном году. Для удобства учета и обеспечения достоверности данных рекомендуется изготовить такой журнал на бумажном носителе, прошить и пронумеровать страницы.

Целесообразно указать:

1) информацию о закупке (наименование и предмет закупки, а также иные сведения, позволяющие идентифицировать закупку, например ее номер);

2) регистрационный номер заявки.

Заказчик вправе при регистрации заявок по своему усмотрению использовать порядковые номера либо иной формат номеров, установленный в организации;

3) дату и время поступления заявки;

4) сведения о лице, принявшем заявку.

Кто изготавливает: сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий.

Кто заполняет: лицо, принимающее заявку.

Дата заполнения: непосредственно в момент приема и регистрации заявки.

Этап 4. Выявление участников запроса предложений

Выявление участников запроса предложений может включать следующие мероприятия.

По итогам данного этапа запрос предложений может быть признан несостоявшимся, если подана всего одна заявка либо не подано ни одной заявки.

Вскрытие конвертов с заявками на участие в запросе предложений

Вскрытие конвертов осуществляется на заседании комиссии по осуществлению закупок (ч. 10 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). В качестве таковой может выступать комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений либо единая комиссия (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ).   См. также: Создание комиссии по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ

Срок: в день и время, которые указаны в извещении и документации о проведении запроса предложений (п. 4 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Организация заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений (единой комиссии)

Комиссию целесообразно собрать до наступления времени вскрытия конвертов, установленного в извещении о проведении запроса предложений.

Председатель комиссии должен своевременно уведомить всех членов комиссии о месте, дате и времени ее заседания (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, он должен проверить правомочность осуществления комиссией своих полномочий, убедившись в том, что на заседании присутствует не менее 50 процентов от общего числа ее членов (ч. 8 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). После этого председателю комиссии рекомендуется огласить повестку дня и кратко изложить основные требования к процедуре запроса предложений.

Порядок вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений

Заказчик обязан предоставить возможность всем участникам запроса предложений, которые подали заявки на участие в нем (или их представителям), присутствовать при вскрытии конвертов с заявками (ч. 9 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, должна быть обеспечена аудиозапись данной процедуры (ч. 20 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Непосредственно перед вскрытием конвертов заказчик (председатель комиссии, если это установлено положением о комиссии) в соответствии с ч. 9 ст. 83 Закона N 44-ФЗ обязан объявить всем присутствующим участникам о возможности:

1) подать заявку на участие в запросе предложений;

2) изменить поданную заявку;

3) отозвать поданную заявку.

После этого комиссия осуществляет вскрытие конвертов с заявками.

Если выявлено, что одно и то же лицо подало две и более заявки на участие в запросе предложений, эти заявки не рассматриваются и возвращаются участнику (ч. 10 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

В случае отсутствия заявок запрос предложений признается несостоявшимся.

Если до момента вскрытия конвертов была подана только одна заявка на участие в запросе предложений, то определение поставщика также признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Комиссия обязана рассмотреть эту заявку на соответствие требованиям, установленным в документации о проведении запроса предложений.

Рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений

После вскрытия конвертов комиссия по осуществлению закупок рассматривает заявки (единственную поданную заявку) на предмет наличия оснований для отстранения подавшего их лица от участия в запросе предложений.

От участия в закупке отстраняются участники, если (ч. 10 ст. 83 Закона N 44-ФЗ):

— их заявки не соответствуют требованиям извещения и (или) документации о закупке;

— они предоставили недостоверную информацию.

Кроме того, участники могут быть отстранены в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ.

Информация об отстраненных участниках и основаниях их отстранения фиксируется в выписке из протокола проведения запроса предложений (ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Поскольку выписка формируется на основании протокола проведения запроса предложений, данную информацию целесообразно отразить и в нем.

Внимание! Не допускается отклонять заявку, в которой указано сокращенное наименование страны происхождения товара, не предусмотренное Общероссийским классификатором стран мира, если оно является общепринятым и позволяет однозначно идентифицировать эту страну (например, РФ, США). К такому выводу пришло Минэкономразвития России. Однако в судебной практике существует пример, когда отклонение заявки в аналогичной ситуации было признано правомерным.

Оставшиеся заявки комиссия оценивает, исходя из критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений.

Исходные данные для оценки отражаются в таблице, где фиксируются все заявки, допущенные к оценке (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Рассмотрев и оценив заявки на участие, комиссия по осуществлению закупок в зависимости от их количества оглашает (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ):

1) условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, которая признана лучшей;

2) условия единственной заявки.

В обоих случаях при оглашении не указываются данные участника, подавшего заявку.

Срок: рассмотрение и оценка заявок на участие в запросе предложений проводится в день и время, установленные в извещении и документации о проведении запроса предложений (п. 4 ч. 4, п. 1 ч. 6 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Что делать, если все участники запроса предложений отстранены от участия в нем?

Ответ: Признать запрос предложений несостоявшимся.

Обоснование: В Законе N 44-ФЗ не определен порядок действий заказчика в этом случае. По аналогии с иными конкурентными способами определения поставщика (например, ч. 6 ст. 53, ч. 15 ст. 57, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) запрос предложений в такой ситуации должен признаваться несостоявшимся. В протоколе проведения запроса предложений необходимо сделать соответствующую помету. На практике в подобных случаях заказчики ссылаются на ч. 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, согласно которой запрос предложений признается несостоявшимся, если не было подано ни одной заявки.

Сходный вывод содержится в Письме Минэкономразвития России от N Д28и-446.

СИТУАЦИЯ: Что делать, если только одна заявка признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации о проведении запроса предложений?

Ответ: Признать запрос предложений несостоявшимся.

Обоснование: В Законе N 44-ФЗ не определен порядок действий заказчика в этом случае. По аналогии с иными конкурентными способами определения поставщика (например, ч. 6 ст. 53, ч. 15 ст. 57, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 9 ст. 78 Закона N 44-ФЗ) запрос предложений в рассматриваемой ситуации должен признаваться несостоявшимся. В протоколе проведения запроса предложений необходимо сделать соответствующую помету. На практике в подобных случаях заказчики ссылаются на ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ, согласно которой запрос предложений признается несостоявшимся, если к моменту вскрытия конвертов была подана только одна заявка и она признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации.

Дальнейший алгоритм действий заказчика аналогичен его действиям в ситуации, когда на участие в запросе предложений была подана только одна заявка (огласить условия заявки, предложить участнику подать окончательное предложение и т.д.).

Предложение подать окончательные предложения

После оглашения лучших условий исполнения контракта (условий единственной заявки) комиссия обязана предложить всем участникам (единственному участнику) направить окончательные предложения (ч. 12 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Предложения участников, которые ухудшают условия, содержащиеся в их заявках, отклоняются. Кроме того, участники, присутствовавшие на заседании комиссии, вправе отказаться подавать окончательные предложения. В обоих случаях в качестве окончательных предложений оцениваются условия, содержащиеся в первоначальных заявках (ч. 14, 15 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Рекомендация. Для подтверждения факта отказа от подачи окончательных предложений заказчику целесообразно запросить у участников соответствующие заявления в письменной форме.

Протокол проведения запроса предложений

Ход заседания комиссии начиная с момента вскрытия конвертов с заявками до момента, когда заказчик предложил подать окончательные предложения (участники отказались от их подачи), фиксируется в протоколе проведения запроса предложений.

Форма: документ на бумажном носителе.

Обязательно указать:

1) наименование (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника запроса предложений, конверт с заявкой которого вскрывается (ч. 10.1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

2) основания, по которым участники запроса предложений были отстранены от участия в нем (ч. 10 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

3) сведения о наличии информации и документов, предусмотренных документацией о проведении запроса предложений, а также указанные в заявке условия исполнения контракта, являющиеся критерием оценки этих заявок (ч. 10.1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

4) информацию об отказе участников, присутствовавших на заседании, подать окончательные предложения (ч. 14 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

Продолжение списка:

5) место, дату и время вскрытия конвертов с заявками (ч. 10.1 ст. 83 Закона N 44-ФЗ);

6) присутствующих членов комиссии по осуществлению закупок;

7) сведения о правомочности осуществления комиссией своих функций (о наличии кворума);

8) данные о признании запроса предложений несостоявшимся и основания для его признания таковым.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий на основании принятых членами комиссии по осуществлению закупок решений (пп. 2 («д») п. 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от N 631).

Приложения:

1) таблица, где зафиксированы все заявки на участие в запросе предложений, подвергнутые оценке (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). В соответствии с электронной формой протокола в ЕИС в таблице рекомендуется отразить сведения об участнике и предлагаемой им цене, номер, дату и время подачи заявки;

2) заявки, которые были оценены комиссией по осуществлению закупок (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Кто подписывает: председатель комиссии и все присутствующие члены комиссии. Хотя законодательством такая обязанность не установлена, сделать это целесообразно, чтобы удостоверить факт присутствия членов комиссии при проведении запроса предложений.

Дата подписания: в день вскрытия конвертов с заявками.

Срок оформления и подписания протокола проведения запроса предложений Законом N 44-ФЗ не установлен. Вместе с тем выписка из него согласно ч. 13 ст. 83 названного Закона должна быть размещена в ЕИС в день вскрытия конвертов с заявками.

Размещение: в ЕИС путем заполнения электронной формы.

К электронной форме протокола необходимо прикрепить электронные образы всех оцененных комиссией заявок (ч. 11 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Дата размещения: после оценки окончательных предложений, одновременно с итоговым протоколом.

Законом N 44-ФЗ не установлена дата размещения протокола запроса предложений в случаях, когда итоговый протокол не составляется (если не подано ни одной заявки или все заявки отклонены). По нашему мнению, такой протокол должен быть размещен в тот же день, что и выписка из него, т.е. в день подписания.

Выписка из протокола проведения запроса предложений

Отличительной особенностью запроса предложений является необходимость размещать в ЕИС не только протокол проведения процедуры, но и выписку из него (ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Форма: только в электронной форме.

Обязательно указать:

1) участников, отстраненных от участия в запросе предложений, и основания их отстранения;

2) условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке на участие в запросе предложений в электронной форме, которая признана лучшей, или условия единственной заявки. Сведения об участнике, подавшем такую заявку, не указываются.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий (пп. 2 («д») п. 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от N 631).

Размещение: в ЕИС.

Дата размещения: в день вскрытия конвертов с заявками (ч. 13 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Признание запроса предложений несостоявшимся в связи с отсутствием заявок на участие в нем

Если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений не подано ни одной заявки, запрос предложений признается несостоявшимся (ч. 8 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

В этом случае заказчику необходимо:

1) внести изменения в план-график. Если изменяемая информация содержится в плане закупок, то изменения вносятся и в него (ч. 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

2) провести закупку повторно (ч. 19 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Законом N 44-ФЗ не установлены ограничения срока проведения новой закупки. Изменения в план-график нужно внести не позднее чем за один день до дня размещения в ЕИС извещения о ее осуществлении. При этом разместить в ЕИС указанные изменения необходимо раньше извещения (ч. 14 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, п. 10(1) Правил формирования плана-графика закупок для федеральных нужд N 553, п. 12(1) Требований к формированию плана-графика закупок N 554).

Этап 5. Прием окончательных предложений

Прием и регистрация окончательных предложений

Заказчик обязан организовать прием окончательных предложений от участников (ч. 12 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность вести учет поступивших окончательных предложений. Вместе с тем наличие такого учета позволит надлежащим образом фиксировать дату и время их поступления и провести оценку (например, если участники предложили одинаковые условия исполнения контракта).

Конверты с окончательными предложениями целесообразно регистрировать в журнале регистрации заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений.

Срок: прием окончательных предложений осуществляется не позднее одного рабочего дня с даты проведения запроса предложений, т.е. с даты оглашения условий исполнения контракта (условий единственной заявки) (ч. 12 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Например, запрос предложений состоялся (среда). Следовательно, окончательные предложения участники могут направить не позднее 18 ч 00 мин. (время окончания рабочего дня согласно правилам внутреннего трудового распорядка заказчика) (четверг, следующий рабочий день).

Этап 6. Определение победителя запроса предложений

Определение победителя запроса предложений может включать следующие мероприятия.

Вскрытие конвертов с окончательными предложениями

Поступившие конверты с окончательными предложениями вскрываются комиссией по осуществлению закупок.

Заказчик должен предоставить участникам, направившим окончательные предложения, возможность присутствовать при вскрытии конвертов (ч. 15 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, он обязан обеспечить ведение аудиозаписи заседания комиссии, а также дать возможность осуществлять аудио- и видеозапись присутствующим участникам (ч. 20 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Срок: рабочий день, следующий за днем вскрытия конвертов с заявками (ч. 15 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

СИТУАЦИЯ: Вправе ли заказчик установить время вскрытия конвертов с окончательными предложениями по своему усмотрению?

Ответ: Нет, не вправе. Вскрытие конвертов должно быть осуществлено не ранее окончания рабочего дня согласно правилам внутреннего трудового распорядка заказчика.

Обоснование: День вскрытия конвертов с окончательными предложениями совпадает с днем их подачи участниками (ч. 12, 15 ст. 83 Закона N 44-ФЗ). Поскольку Закон N 44-ФЗ позволяет участнику подать окончательное предложение до окончания рабочего дня, вскрытие конвертов может быть осуществлено только после его окончания.

Оценка окончательных предложений

Комиссия по осуществлению закупок оценивает окончательные предложения на предмет соответствия установленным заказчиком требованиям к товарам (работам, услугам).

Окончательное предложение участника не может ухудшать условия, содержащиеся в первоначально поданной им заявке. Если данное требование не соблюдено, то такое окончательное предложение отклоняется. Первоначальное предложение в этом случае считается окончательным предложением участника (ч. 15 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Оценка производится согласно критериям, указанным в документации о проведении запроса предложений.

По результатам оценки комиссия присваивает окончательным предложениям порядковые номера начиная с выигравшего. Таковым признается предложение, которое наилучшим образом соответствует требованиям заказчика к товарам (работам, услугам).

Если наилучшие условия содержатся в двух и более окончательных предложениях, выигравшим признается то из них, которое поступило раньше (ч. 16 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Итоговый протокол запроса предложений

Результаты оценки окончательных предложений фиксируются в итоговом протоколе (ч. 16 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Если на участие в запросе предложений не подано ни одной заявки либо все заявки отклонены (возвращены), итоговый протокол не формируется, так как окончательные предложения отсутствуют.

Форма: произвольная, на бумажном носителе.

Обязательно указать:

1) условия, содержащиеся во всех окончательных предложениях;

2) сведения о присвоении порядковых номеров окончательным предложениям на основании результатов их оценки;

3) условия, предложенные победителем запроса предложений.

Вышеуказанные сведения предусмотрены ч. 16 ст. 83 Закона N 44-ФЗ.

Кто составляет: сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий на основании принятых членами комиссии по осуществлению закупок решений (пп. 2 («д») п. 13 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от N 631).

Кто подписывает: председатель комиссии и все присутствующие члены комиссии. Хотя законодательством такая обязанность не установлена, сделать это целесообразно, чтобы удостоверить факт присутствия членов комиссии на ее заседании.

Дата подписания: в день заседания комиссии.

Размещение: в ЕИС путем заполнения электронной формы.

Дата размещения: в день подписания (ч. 16 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Этап 7. Заключение контракта по итогам запроса предложений

Составление и направление проекта контракта победителю запроса предложений

Проект контракта составляется в форме документа на бумажном носителе. В него включаются условия, предусмотренные (ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ):

1) извещением о проведении запроса предложений;

2) окончательным предложением победителя.

Подготовленный проект заказчик, не подписывая, направляет победителю.

СИТУАЦИЯ: В какой срок заказчик должен подготовить и направить победителю запроса предложений проект контракта?

Ответ: Рекомендуем направлять проект контракта не позднее трех рабочих дней с даты подписания итогового протокола.

Обоснование: В Законе N 44-ФЗ не установлено, в какой срок заказчик обязан направить победителю запроса предложений проект контракта и каким образом исчисляется этот срок. При других способах определения поставщика он исчисляется с даты подписания протокола рассмотрения и оценки заявок участников и составляет:

— три рабочих дня — для конкурсов (ч. 12 ст. 53 Закона N 44-ФЗ);

— два рабочих дня — для запросов котировок (ч. 8 ст. 78 Закона N 44-ФЗ).

По нашему мнению, целесообразно ориентироваться на данные сроки.

Получение проекта контракта от победителя и проверка обеспечения исполнения контракта

Победитель должен подписать проект контракта и передать его заказчику в срок, установленный в документации о проведении запроса предложений.

Если извещением и документацией предусмотрено обеспечение исполнения контракта, победитель должен предоставить его в срок, установленный для заключения контракта (ч. 17 ст. 83, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ). Сделать это можно следующими способами (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ):

— путем зачисления на счет заказчика денежных средств.

Внимание! Законом N 44-ФЗ не предусмотрена обязанность участников запроса предложений представлять документы, подтверждающие внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта. Достаточно факта их зачисления на счет заказчика;

— путем предоставления банковской гарантии.

Заказчик, в свою очередь, должен проверить предоставленное обеспечение.

Подписание контракта заказчиком

Получив проект контракта, подписанный победителем запроса предложений, заказчик обязан подписать его, если победитель предоставил надлежащее обеспечение исполнения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

После подписания проекта контракта заказчик передает (направляет) один экземпляр лицу, с которым заключен контракт, или его представителю.

Срок: заказчик должен подписать контракт не ранее чем через семь и не позднее чем через 20 календарных дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола (ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

Заключение контракта с единственным участником запроса предложений

В соответствии с ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ контракт с единственным участником, подавшим заявку на участие в запросе предложений, заказчик вправе заключить на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 названного Закона по согласованию с контрольным органом в сфере закупок.

СИТУАЦИЯ: Можно ли заключить контракт с участником запроса предложений, чья заявка, единственная из поданных, была признана соответствующей требованиям Закона N 44-ФЗ и документации о проведении запроса предложений?

Ответ: Нет, нельзя. Такая возможность Законом N 44-ФЗ не предусмотрена. Однако Минэкономразвития России считает, что контракт может быть заключен на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование: В рассматриваемой ситуации запрос предложений признается несостоявшимся. Основание для заключения контракта Законом N 44-ФЗ не установлено.

Вместе с тем если при аналогичных обстоятельствах несостоявшимися признаются иные способы определения поставщика, указанные, например, в п. 2 ч. 1, ч. 7 ст. 55, п. 2 ч. 1 ст. 79 Закона N 44-ФЗ, то контракт заключается по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Минэкономразвития России полагает, что в данном случае заказчик также вправе осуществить закупку в соответствии с п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (Письмо от N Д28и-446).

Внимание! Заключить контракт на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в связи с признанием несостоявшимся запроса предложений можно, если имеется согласование контрольного органа в сфере закупок. Принимая во внимание основание признания закупки несостоявшейся, полагаем, что получить данное согласование не удастся. Так, ФАС России считает, что это согласование осуществляется только в случаях, непосредственно установленных в п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (п. 1 Письма от N ИА/12436/14).

Признание победителя уклонившимся от заключения контракта

Победитель запроса предложений, который не подписал в установленный срок проект контракта и (или) не предоставил надлежащее обеспечение его исполнения, признается уклонившимся от заключения контракта (ч. 17 ст. 83 Закона N 44-ФЗ).

В таком случае заказчик вправе:

1) с согласия участника, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить с ним контракт;

2) обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта.

Информация об участнике закупки, уклонившемся от заключения контракта, включается в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). Она направляется в контрольный орган в сфере закупок в течение трех рабочих дней с даты, когда победитель был признан уклонившимся от заключения контракта (ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ).

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/zapros-predlozhenij-v-sfere-zakupok.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий