Что такое монетизация льгот

 

От каких льгот можно отказаться в пользу выплаты денег? Что такое монетизация льгот в России и стоит ли идти на этот шаг. Подробно изучили вопрос. Монетизация льгот: социальные услуги, которые можно поменять на деньги в 2019 году, процедура, размер компенсации, документы. Плюсы и минусы монетизации.

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определённых (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной. В 1980—1990-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете. Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения были налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников). Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников. В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находиться в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта, поскольку люди, больше всего пользующиеся транспортом, стремились получить эту льготу и в результате больше половины поездок не оплачивалось. Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний. Помимо муниципального транспорта, льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий. Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы. Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Перечень льгот, которые можно заменить денежной компенсацией

Возможность монетизации касается не всех видов льгот. Замена на денежные выплаты доступна в отношении:

  • лекарственного обеспечения;
  • компенсации проезда в транспорте;
  • оздоровления на базах отдыха санаторного и курортного типа.

Эта денежная замена разрешена гражданам на федеральном уровне. Однако в регионах имеют полное право принять решение о дополнительных замещениях пособий (льготы по налогу на землю, путевки в детский лагерь и т.д.).

Пенсионный возраст не является причиной для получения федеральных привилегий. Чтобы воспользоваться набором социальных услуг, нужны дополнительные условия, дающие на это право: инвалидность, участие в боевых действиях и т.д.

ВАЖНО! Запрещенные к денежной замене на федеральном уровне льготы не могут быть монетизированы в соответствии с региональными программами. В то же время любые привилегии местного масштаба дозволено менять без ограничений.

Некоторые категории пенсионеров получают право замены оплаты коммунальных услуг на денежные выплаты. Процедура выглядит так:

  • человек оплачивает в полном объеме полученные услуги ЖКХ;
  • государство делает возврат 50% на карту банка.

Если у пенсионера нет никаких дополнительных оснований для льгот, то он вправе воспользоваться компенсацией на капитальный ремонт. Если его возраст превысил 70 лет, то возвращается половина стоимости, а после 80 лет – 100%.

Правовые основы монетизации льгот

Процедуру предоставления помощи в виде денежного эквивалента регулирует ФЗ № 122 от . Законом № 178-ФЗ предусмотрен список услуг, от которых человек может отказаться.

Региональные власти самостоятельно принимают решение по поводу наличия и порядка предоставления социальных льгот на местах, но и на федеральном уровне доступны способы замены дополнительных пособий. В первую очередь это единовременные денежные выплаты.

Что такое монетизация льгот? Законодательная база

Согласно нормативным документам, монетизация льгот — это полноценная замена натуральных преференций на денежную компенсацию. Нормативную базу под это решение подвел Федеральный Закон № 122 от , вступивший в силу с 1 января 2005 года. В нем указываются основные понятия и механизмы данного процесса:

  • этот законный акт вносит изменения в текст более чем в 150 других законов и сам по себе не является системным нормативным актом;
  • закон состоит из 156 статей, некоторые из них уже утратили свою силу;
  • ввел ответственность за введение дополнительных льгот – их оплачивает учредитель;
  • при распределении ответственности за финансирование преференций или скидок был закреплен принцип работы с конкретной категорией граждан, а не отдельным видом льгот;
  • новый акт оставил в силе предыдущие законы. (те, кто стали в очередь на жилье до года, получают ее из центрального бюджета, позже – региональными властями, в согласованном порядке).

Согласно новому закону заниматься выплатами монетизированных льгот должен Пенсионный Фонд РФ, а их сумма должна прибавляться к пенсии. Если у человека есть право на получение нескольких льгот, денежные выплаты предоставляются только по одной из них. Сумма компенсации индексируется вместе с пенсией, в соответствии с действующим коэффициентом.

Поскольку сам Закон № 122 называется очень длинно и запутанно, для упрощения было введено название «Закон о монетизации». Сам термин «монетизация» в тексте этого документа не встречается ни разу, поскольку является неофициальным новообразованием без соответствующей лингвистической базы.

Кто вправе монетизировать льготы

Фото 2

Заменить помощь на денежные средства могут далеко не все категории граждан. Право на монетизацию, в соответствии с ФЗ №178, предоставляется:

  • многодетным семьям;
  • матерям-одиночкам;
  • жителям блокадного Ленинграда;
  • людям с ограниченными возможностями (с любой группой инвалидности);
  • ветеранам ВОВ и участникам боевых действий;
  • работающим на военных объектах в период войны;
  • врачам и учителям из сельской местности;
  • детям-инвалидам;
  • людям пенсионного возраста.

Каждая категория получает свои финансовые выплаты. На местном уровне монетизируют не все льготы, чаще всего это касается возмещения проезда в общественном транспорте.

В настоящее время проводится работа по созданию Единой государственной информационной системы социального обеспечения, в которой будет вестись персонализированный учет всех льготников с указанием суммы и вида помощи, которой воспользовался человек.

Закон о монетизации

Монетизация льгот – это процедура, предусматривающая отказ от льготы в натуральном выражении в пользу эквивалентной ей денежной суммы. Введена она была в процессе проведения социально-экономической реформы 2004 года. На тот момент стало ясно, что унаследованная от СССР система льгот является непомерным бременем для федерального бюджета. Ситуация осложнялась также и наличием большого количества связанных с льготной системой проблем:

  1. коррупцией, по причине которой привилегиями пользовались не реальные льготники, а купившие себе статус лица;
  2. хищением бюджетных средств – например, активно развивался теневой бизнес по реализации государственных лекарств, которые так и не доходили до нуждающихся в них граждан;
  3. убытками муниципального транспорта (большое количество льготников, в том числе получивших свое право незаконно, привело к тому, что практически половина билетов не оплачивалась);
  4. несправедливостью по отношению к деревенским жителям, которые лишены возможности реализовать свое право на льготы в связи с отсутствием необходимой инфраструктуры.

Для исправления сложившейся ситуации 22 августа 2004 года был принят закон №122-ФЗ, получивший народное название «закон о монетизации». Официальное название документа состоит из 55 слов и в обиходе практически не используется.

Закон внес следующие существенные изменения в существующий на тот момент порядок.

  1. Льготники были поделены на федеральных и региональных. Соответственно, и помощь им оказывалась из того бюджета, за которым они были закреплены. Так, привилегии для ветеранов труда и пенсионеров теперь стали устанавливаться региональными властями, что по факту привело к потере ими большей части социальных выгод.
  2. Ряд федеральных льгот был заменен денежной компенсацией.
  3. Регионам предоставили выбор способа предоставления льгот – натуральный или денежный. Но при принятии второго варианта субъектам обеспечивались дотации в размере 40% от общего бюджета на выплату компенсаций.

Общество отрицательно отреагировало на введение подобных мер, что выразилось в серии протестов по всей стране. Обостряло ситуацию то, что в первые годы монетизации льготнику не предоставлялся выбор между натуральной и денежной формами получения государственной помощи. Льготы в обязательном порядке подлежали замене денежной компенсацией. С тех пор прошло более 13 лет, и отношение к монетизации изменилось в лучшую сторону, так как многие льготники оценили преимущества такого способа получения господдержки.

Монетизация льгот

Фото 3

Монетизация льгот — замена натуральных льгот денежными компенсациями, проведенная правительством России в 2005г.

Правительственные обоснования проведения монетизации льгот

Система льгот возникла в советское время, когда действовала система социальных гарантий, характерная для государственной экономики. Льготы являлись поощрением определенных (сравнительно немногочисленных) категорий граждан, имеющих особые заслуги перед страной.

В 80-90-е годы количество льгот было резко расширено, а сами льготы превратилась в систему социальной поддержки населения в условиях инфляции и отсутствия денег в госбюджете.

Многие льготы так и не были реально обеспечены, а количество формальных льготников превысило половину населения страны.

Система льгот способствует хищению госсредств и коррупции. Например, в сфере лекарственного снабжения налажены каналы получения госсредств за бесплатный отпуск лекарств льготникам, при этом реальный отпуск лекарств осуществляется на гораздо меньшую сумму (в том числе за счет отказа обслуживать льготников).

Высокая себестоимость транспортных услуг, причиной которой зачастую является коррупция, оправдывается заинтересованными чиновниками обслуживанием льготников.

В санаторно-курортном обслуживании ветеранов имелись массовые злоупотребления; рядовые ветераны не получают этой услуги или вынуждены находится в многолетних очередях.

Льготы в сфере проезда на транспорте приводят к деградации муниципального транспорта.

Одновременно отсутствие данных о реально оказанных услугах льготникам позволяют в ряде случаев с помощью коррупции выбивать непропорционально высокие дотации для муниципальных и даже частных транспортных компаний.

Помимо муниципального транспорта льготы оказывают негативное влияние на железные дороги, которые теряют на этом 6 млрд. руб. в год, что сказывается на состоянии железнодорожной инфраструктуры.

Система льгот несправедлива к тем, кто льготами не пользуется, например, жителям деревень. Монетизация устраняет несправедливость неравномерного доступа к льготам, а льготники получают возможность потратить деньги по своему усмотрению.

Наличие льгот сдерживает проведение реформ в сфере транспорта, ЖКХ и естественных монополий.

Введение конкурентных отношений на соответствующих рынках затруднено до тех пор, пока остается неясным, кто будет оплачивать льготы.

Привлечение частных инвестиций в сферу транспорта, ЖКХ и естественные монополии затруднено, так как инвесторы не уверены в полной оплате услуг всеми потребителями (а значит в окупаемости инвестиций).

Основные положения монетизации льгот

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн. чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008г.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд. рублей. Реально была потрачена существенно б́ольшая сумма.

В пакете законов о монетизации предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб.

и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., донорам — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс.

рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.

Эти выплаты заменяют право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн. чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы в нынешнем виде.

Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам.

Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40% соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Ошибки, допущенные при проведении монетизации льгот

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.

Не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января.

Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно.

Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет.

Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

Поскольку формально пенсионеры не являются получателями льгот, то компенсации для них не предусматривают ни федеральный, ни региональный бюджеты. Именно «брошенные» пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.

В результате сделанных ошибок по стране прокатилась волна протестов против монетизации льгот. Ряд компенсаций были повышены, для погашения недовольства из госбюджета были дополнительно выделены десятки миллиардов рублей.

Некоторые категории граждан потеряли льготы, не получив при этом компенсацию. Например студенты(например, до монетизации льгот студенты могли приобретать билеты на поезда по льготным ценам), пенсионеры.

Источники

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Народное творчество

Монетизации льгот посвящена песня группы .

Источник:

Ход и результаты проведения монетизации льгот

Фото 4

Была недооценена техническая сложность решения столь масштабной задачи, как монетизация. Многие чиновники и целые регионы оказались не готовы к монетизации, не продумали свои действия заранее. Монетизация создает угрозу для ряда чиновничьих «кормушек», поэтому часть госаппарата не заинтересована в ее эффективном проведении.

Не был учтен разрыв между получением компенсаций (конец января 2005 г.) и тем, что льготы перестали действовать с начала января. Хотя соответствующие средства были перечислены из федерального бюджета заранее, длительные новогодние праздники и система выплаты пенсий (через которую выплачиваются компенсации и которая перечисляет деньги в конце месяца) не позволили донести эти средства до населения вовремя.

Денежные выплаты далеко не всегда компенсировали отмену соответствующих льгот. Хотя в целом монетизация была выгодна населению, но выгоды и потери распределились неравномерно. Например, деревенским жителям (которые льготами почти не пользовались) монетизация выгодна, а льготникам-потребителям дорогостоящих лекарств — нет. Таким образом, определенная прослойка населения реально пострадала от монетизации.

Законы о монетизации не предусматривали компенсаций пенсионерам, так как льготы пенсионерам принимались исключительно региональными властями и ни в одном федеральном законодательном акте не прописаны. Решение проблемы с пенсионерами было полностью отнесено к ответственности региональных властей, федеральный центр фактически устранился от ее решения.

Поскольку формально пенсионеры не являются получателями льгот, то компенсации для них не предусматривают ни федеральный, ни региональный бюджеты. Именно «брошенные» пенсионеры и стали основной движущей силой протестов.

Как и следовало ожидать, монетизация льгот вызвала широкое недовольство у малоимущих слоёв населения. Однако, многие предприятия, в том числе автотранспортные, вздохнули с облегчением. Они наконец увидели живые деньги, которые позволили им выжить в условиях жёсткой конкуренции и отсутствия наличных средств. Многие автотранспортные предприятия за счёт монетизации нацелились на обновление парка автомобильной техники, которая, не секрет, находится в плачевном состоянии и требует скорейшего обновления. Эта ситуация ярко наблюдается в небольших городах депрессивных регионов.[источник не указан 1297 дней]

Говоря о монетизации в здравоохранении, выводы ещё делать рано. Поскольку индивидуальный учет больных, в большинстве своём, происходит при помощи бумажных картотек, у медицинских сестёр значительно прибавилось работы в виде дополнительной отчётности по льготным лекарствам, что, в свою очередь, негативно влияет на производительность труда, что выражается в ухудшении качества обслуживания пациентов. В то же время ситуация обещает исправиться в лучшую сторону, в связи с переходом на автоматизированные системы учёта больных.[источник не указан 1297 дней]

Оформление монетизации льгот

Фото 5

Чтобы оформить рассматриваемую выше преференцию, нужно собрать пакет необходимой документации и предъявить по месту требования.

Перечень документов

Согласно законодательству, замена определенного перечня социальных услуг может заменяться ежемесячной выплатой только по желанию самого льготника. Чтобы сделать это, в Пенсионный фонд необходимо подать пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ;
  • страховое пенсионное свидетельство;
  • справку на получение соответствующей льготы;
  • заявление на монетизацию льготы.

На основании этих документов производится начисление, после чего сумма компенсации будет прибавлена к ежемесячной денежной выплате. Нужно знать, что монетизировать можно только бесплатные льготы, по определенному перечню.

Заявление

Этот документ составляется вместе с сотрудником Пенсионного фонда, но заявителю необходимо знать, что в нем должно быть указано:

  • полное наименование госучреждения, куда подается документ;
  • имя и инициалы заявителя;
  • адрес;
  • социальные услуги, от которых решено отказаться;
  • дата и подпись.

Действительным будет только документ, написанный без ошибок и помарок.

Сроки монетизации

Заявление об отказе от социальных услуг необходимо подать до конца текущего года на заменяющую их монетизацию. Это даст возможность получать деньги на протяжении следующего календарного года. По истечении этого времени можно вернуться к получению натуральных льгот. Но для этого снова нужно будет обратиться с заявлением в пенсионный фонд.

Как оформить монетизацию льгот

Для изменения способа получения социальных услуг обращаются в территориальный отдел ПФР по месту постоянной или временной прописки с заявлением. Сделать это можно:

  • лично или через представителя по доверенности. Для родителя (усыновителя), опекуна или попечителя малолетнего ребенка или недееспособного взрослого доверенность не нужна;
  • в МФЦ;
  • по почте – все документы, отправленные заказным письмом, заверяют нотариально;
  • онлайн через Личный кабинет гражданина на сайте Пенсионного фонда или через Единый портал Госуслуг.
Чтобы установить тип соцобеспечения на будущий год, обратиться нужно до 1 октября текущего. Документ можно отозвать (возобновить) в любой момент до 31 декабря.

Скачать бланк заявления о предоставлении льготы.

В регионах подавать нужно в Отделы социальной защиты населения. Можно обратиться напрямую в ОСЗН, через МФЦ или региональный портал Госуслуг (в столице — через сайт Мэра Москвы).

Заявление

Содержит несколько пунктов:

  • наименование отделения ПФР, куда обращается льготник;
  • номер СНИЛС;
  • ФИО, паспортные и биографические данные заявителя;
  • ФИО представителя, реквизиты паспорта и доверенности;
  • услуги, от которых отказывается заявитель (отмечают галочкой напротив нужного пункта);
  • подпись и дата.

В конце сотрудник Пенсионного фонда проставляет отметку о регистрации заявки с номером и днем принятия, свою подпись. Похожий образец используют региональные Отделы соцзащиты (ОСЗН).

Скачать бланк заявления об отказе от НСУ.

Документы

Для отказа от НСУ заявитель предоставляет только паспорт. Но если льготник одновременно оформляет и ЕДВ, ему потребуются:

  • паспорт;
  • документы, подтверждающие право на выплату (удостоверение ветерана, выписка из акта медико-социальной экспертизы о присвоении группы);
  • доверенность и представителя и его паспорт.

Жители регионов в Отдел соцзащиты подают:

  • паспорт с подтверждением прописки (штамп или свидетельство о временной регистрации);
  • справку из ОСЗН;
  • удостоверение, подтверждающее право на получение пенсионных выплат по старости, инвалидности или потере кормильца.

Все документы предоставляют в подлинниках и копиях для ПФР или ОСЗН. Гражданин получает отрывной корешок заявления — расписку с номером и днем его регистрации.

Фото 5

Перечень подлежащих монетизации льгот

Монетизации подлежат льготы из так называемого набора социальных услуг (далее НСУ), предусмотренного законом №178-ФЗ от г. «О гос. социальной помощи».

Статья 6.2 закона устанавливает следующий состав НСУ.

  1. Обеспечение бесплатными медицинскими препаратами и изделиями по рецепту врача. Детям-инвалидам дополнительно полагается специализированное лечебное питание.
  2. Предоставление бесплатных путевок в санаторно-курортные учреждения.
  3. Льготный проезд до места лечения на железнодорожном пригородном и международном транспорте в обе стороны.

Несовершеннолетние инвалиды, а также лица с 1 группой инвалидности в рамках НСУ получают дополнительные путевки в санаторий и оплату дороги в обе стороны для сопровождающего лица.

Основные положения монетизации льгот

Федеральная монетизация касается только «федеральных льготников» (инвалиды, военнослужащие, участники ВОВ и некоторые другие — 14 млн чел.). Монетизированы три вида льгот — транспорт (проезд на городском транспорте и пригородных электричках), лекарства и санаторно-курортное лечение. Отмену льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг правительство отложило на период после выборов 2008 г.

На замену льгот денежными компенсациями (для «федеральных льготников») в бюджете 2005 года было предусмотрено 171,8 млрд рублей. Реально была потрачена существенно бо́льшая сумма.

В пакете законов о монетизации было предусмотрено ежемесячно выплачивать для замены льгот инвалидам первой группы с детства — 1,4 тыс. рублей, второй группы — 1000 руб. и третьей группы — 800 рублей, «чернобыльцам» — 1700 руб., донорам — 500 руб., героям Великой Отечественной войны — 3,5 тыс. рублей, участникам войны — 1,5 тыс. рублей, блокадникам — 1,1 тыс. рублей, инвалидам войны — 2 тыс. рублей.

Эти выплаты заменяли право на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте, бесплатные лекарства и санаторное лечение. В первоначальных предложениях Минфина число льгот, подлежащих денежной замене, было более десяти.

Для «региональных льготников» (ветераны труда, пенсионеры и др. — 20-30 млн чел.) субъекты федерации могли либо провести аналогичную монетизацию, либо сохранить натуральные льготы. Но при этом регионы должны были оплачивать транспортным предприятиям и другим поставщикам те услуги, которые предоставляются льготникам. Федеральный центр декларировал выплату регионам до 40 % соответствующих компенсаций в случае проведения монетизации.

Принцип разделения льготников на федеральные и региональные был прост: тот, кто выдает гражданам право на льготы, тот и оплачивает их из своего бюджета.

Особенности предоставления права на монетизацию льгот

По плану все натуральные льготы должны были быть заменены денежными выплатами, однако со стороны граждан стали поступать многочисленные жалобы, и поэтому самые значимые виды помощи были оставлены в натуральном виде. В итоге такой набор преференций получил название «социальный пакет».

Начиная с 1 февраля 2019 года, стоимость соцпакета составляет 995 рублей и ежегодно индексируется. В состав набора входят такие виды льгот:

  1. Бесплатные лекарства с учетом действующего списка, составленного Минздравсоцразвития.
  2. Проезд на городском и пригородном транспорте без оплаты.
  3. Оформление путевок на лечение в санаторий.

Все другие виды преференций были заменены материальными выплатами, которые льготники получают раз в месяц. Выплата средств осуществляется совместно с перечислением пенсионного пособия. Если претендент располагает правом на соцподдержку сразу по нескольким основаниями, то помощь будет оказываться только по одному из них.

Льготники начиная с 2006 года получили право полностью отказаться от соцпакета или пользоваться только его частью. Отношение к данной привилегии со стороны населения было двояким. Кто-то считал, что денежная компенсация — это лучший вариант, поскольку не всегда получается съездить в санаторий, а кто-то решил, что сумма возмещения недостаточная для покрытия льгот.

В результате каждый претендент на соцподдержку принимал решение по данному вопросу самостоятельно, а при выборе денежного возмещения направлял специальное заявление в орган соцзащиты.

Фото 6

Нет — льготам, да — монетизации ..

Это сегодня деньгами, выдаваемыми взамен проездного билета, никого не удивишь. Но еще 11 лет назад аналогичное предложение, сделанное на официальном уровне, вызвало настоящий шок.

Поднимались бунты, митингующие осаждали ведомственные приемные, перекрывали магистрали и устраивали многочисленные забастовки… Кто бы мог тогда подумать, что монетизация льгот будет всерьез и надолго.

О прошлых победах и поражениях — глазами современника.

Уже история

Лето. 2004 год. Первые слухи о грядущей реформе лавиной обрушились на ни в чем не повинных граждан.

В вместе с ними — и первые результаты: серия крупномасштабных протестов среди «федеральных льготников» — пострадавших и ликвидаторов Чернобыльской катастрофы, ветеранов, пенсионеров и инвалидов.

Их можно понять: власти всерьез решили отменить льготы на транспорт и лекарства, а взамен назначить денежную компенсацию. Даже название этому беспределу придумали романтичное и загадочное: монетизация…

Что было дальше — известно. Закон подписали 22 августа. Вместе с ним граждан, имеющих права на льготы, поделили по географическому принципу. Из федерального бюджета разрешили платить только за «самых-самых»: героев, ветеранов войны, инвалидов и чернобыльцев.

Всех остальных с денежного довольствия сняли и перепоручили местным властям — мол, хотите — отменяйте льготы и назначайте эквивалент , не хотите — оставляйте все как прежде.

Тем, кто монетизацию провел вслед за центром собирались вернуть до 40% стоимости реформы в виде субвенций.

Несмотря на различные инициативы, в первоначальной версии закона №122-ФЗ в народе более известному как «закон о монетизации», замену льгот деньгами произвели только по трем направлениям:

  • льготы на проезд в городском общественном транспорте;
  • льготы по санаторно-курортному обслуживанию;
  • льготы на покупку медикаментов по рецептам врачей.

Деньги под проект приготовили немаленькие — почти 172 млрд. рублей. Но их не хватило…

Реформа, которую латали на ходу

Надо сказать, что реформа по отмене социальных льгот имела под собой немало социально-экономических предпосылок. Как гриб после дождя, монетизация льгот 2004 года выросла на весьма благодатной почве: многолетних массовых злоупотреблениях служебным положением и повсеместном хищении средств из госбюджета.

К началу двухтысячных стало ясно, что существовавшая со времен СССР система натуральных льгот себя изжила. Жители села, которые не пользовались общественным транспортом и не ездили на курорты, фактически оставались без всякой господдержки.

В свою очередь городские льготники были вынуждены годами стоять в очередях на получение обещанной им по закону льготы.

Да и бюджету приходилось несладко: в какой-то момент между обещаниями и фактическими финансовыми возможностями разверзлась огромная пропасть.

Плохо было всем. Однако столь необходимая стране реформа не дала нужного результата.

Все пошло наперекосяк с самого начала. В первых числах января 2005 года перестали действовать проездные билеты на транспорт, а денежный эквивалент льготникам стали выплачивать только к началу февраля.

Пенсионеры и ветераны труда, чья судьба в отличие «федеральных льготников» теперь оказалась в руках муниципалитетов, результате монетизации льгот остались вообще без всякой поддержки.

Бюджеты регионов, даже таких крупных как Москва и Санкт-Петербург, были попросту не готовы взять на себя дополнительные обязательства.

Но самое большое разочарование было в том, что компенсация, выплачиваемая теперь вместо реальных услуг, была не соразмерна постоянно растущим тарифам на проезд и лекарственные препараты.

Военные, проходящие службу в отдаленных регионах, теперь не могли позволить себе ни съездить в отпуск, ни слетать к родным.

Стоит ли удивляться тому, что по всей стране волной прокатились митинги и забастовки?

Дабы снизить народное недовольство и предотвратить провал реформы, было решено на месяц раньше провести индексацию зарплат военнослужащих и пенсий.

Дополнительными денежными вливаниями пришлось помогать регионам. Как сказал Яшин Е., научрук ВШЭ: «костер монетизации пришлось заливать деньгами».

Впрочем, несмотря на большие затраты, реформа устояла, и к концу 2005 года общественность худо-бедно успокоилась.

11 лет спустя

Сегодня о том, как проводилась монетизация льгот в России уже забыли. Лет через десять школьники будут изучать ее на уроках истории. Денежные компенсации прочно вошли в нашу жизнь, а закон №122-ФЗ от г. ежегодно претерпевает хотя бы одну редакцию. Всего таковых за 11 лет набралось 67. Последняя — в мае 2015-го.

Оглядываясь назад, многие, некогда ярые противники монетизации, соглашаются: «монетизация была необходима». Впрочем, после этого добавляют, мол, можно было бы выбрать время и поудачнее, да и подготовиться не мешало бы получше.

В 2015 году федеральные льготники по-прежнему могут выбрать получать ЕДВ полностью, а могут частично заменить его набором социальных услуг. В наборе как всегда — транспорт, лекарства и путевки в санаторий. Вот только теперь можно самому выбрать, какие льготы монетизировать. Как же этого не хватало в 2005 году…

Ветеранам труда большая часть регионов тоже решила выплачивать месячную компенсацию. Правда размер ее небольшой даже сегодня — всего-то 500-700 руб. + индексация. Пенсионерам часть льгот оставили в натуральной форме, а обязательную часть (коммунальные платежи, лекарства и проезд) назначили в виде скидок и компенсаций.

Конечно, не все гладко. Особенно в свете развернувшейся войны на Украине и очередного финансово-экономического кризиса. Однако на вопрос «не стоит ли провести демонетизацию?» большая часть политиков отвечает отрицательно. Очень уж жалко деньги, брошенные на укрепление реформы. Хотя, кто его знает…

Источник:

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/47411
  • https://govcare.ru/lgoty/monetizatsiya
  • https://prolgoty.com/lgoty/monetizatsiya
  • https://subsived.ru/lgoty/monetizatsiya-lgot
  • https://lgotaposobie.ru/monetizatsiya-lgot.html
  • https://1lgoty.ru/monetizacija-lgot/
  • https://grazhdaninu.com/lgotyi/razlichnyie-lgotyi/monetizatsiya.html
0 из 5. Оценок: 0.

Комментарии (0)

Поделитесь своим мнением о статье.

Ещё никто не оставил комментария, вы будете первым.


Написать комментарий